История и эксплуатационные свойства BMW 528i E12

История и эксплуатационные свойства BMW 528i E12

Если считать, что в легковых автомобилях всегда есть элементы четырех стихий – воздуха, воды, ветра и огня – то в баварская модели BMW 528i E12 присутствует еще и «пятый элемент», не просто дополняющий остальные. Именно он и формирует мнение об автомобиле, и имя ему – удовольствие от вождения. Однако это еще требуется доказать, поэтому рассмотрим «пятерку» попристальней.

 

История

Первыми моделями, с которых начались баварские «пятерки», были 520-е с четырехцилиндровиком М10. Однако уже через год появилась БМВ 525, имевшая под капотом 145-сильный 6-цилиндровый рядный мотор объемом 2,5 л.

Приоритетным рынком в 70-х годах для этой машины был рынок США, и именно для него в компании сконструировали Е12. От европейских вариантов ее отличал 3-литровый мотор и многогочисленные опции, среди которых была трехступенчатая АКПП ZF, кондиционер, электрические стеклоподъемники и зеркала, кондиционер. Кроме того, впервые в практике баварской марки машина получила диагностический разъем и радиатор на эластичных опорах. Разумеется, кузовной ремонт недорого и в те времена для баварских машин был недостижимой мечтой.

Еще в те времена американские экологические нормы были достаточно жесткие, поэтому 530-я в особой спецификации, то есть с «задушенным» мотором М30, оказалась даже слабее европейской БМВ 528, поскольку у той имелось два карбюратора, позволявших выдавать до 165 «лошадей». Вдобавок «экологичная» машина оборудовалась сложным термическим нейтрализатором и системой рециркуляции отработавших газов, снижавших надежность «бэхи». Вдобавок проблемы именно с этой системой стали поводом для судебного процесса – ее поломка не только приводила к сильному «выхлопу», но и перегревала М30, способствовала появлению трещин в ГБЦ и прогару клапанов. Соответственно, баварцам пришлось за собственный счет менять систему отработавших газов, даже если машина еще находилась на гарантии, и дорабатывать конструкцию головки.

Первая модернизация этой модели состоялась в 1976-м, когда в конструкции появилось свыше 40 новых деталей. В их числе были задние фонари, рулевое колесо, заливная горловина, под заказ стал предлагаться люк. Спустя год модификацию 520 укомплектовали М60 – рядным 6-цилиндровым двигателем с производительностью до 122 л. с. Год 1978 отметился появлением более продвинутых коробок передач о пяти ступенях. Правда, в штатном оснащении их не было, предлагались такие трансмиссии опционально. И тогда же в салоне БМВ впервые «прописались» подрулевые переключатели.

Что касается злосчастной модели 530i, то ее после еще более ужесточившихся в Штатах эконорм заменили на доработанную 528i. Доводка «пятерка» состояла в появлении каталитического нейтрализатора с лямбда-зондом и уменьшении объема двигателя – именно благодаря таким ходам «бэха» легко укладывалась в нормативы полусотни штатов страны. Попутно америко-версия отличалась от «европейки» развитыми бамперами, способными выдержать удар на скорости до 8 км/ч, вдобавок в «базе» появились кондиционер и «музыка». Под заказ местные потребители могли добавить АКПП, кожаные сиденья, дифференциал повышенного трения. Правда, такая опция, как покраска авто недорого, для всех была недоступна.

«Старшей» в модельном ряде стал спорт-седан М535i, разработкой которого занимались конструкторы гоночного подразделения БМВ. Соответственно, двигатель М30, стоявший под капотом болида, отличался высокой степенью форсировки и увеличенным до 3,5 л рабочим объемом цилиндров. А поскольку его сагрегатировали с механической пятиступкой, 535i-й был способен разгоняться до «сотни» за 7,2 сек при максимальной динамике до 230 км/ч. Для седана того времени, это весьма впечатляющие показатели, требовавшие особого подхода к безопасности. Поэтому у спортивной модификации имелись в наличии усиленные дисковые тормоза, внутри салона пассажиров ожидали спортивные «ковши».

Последние Е12 европейского образца были выпущены в 1981 году, ибо на смену им пришла более современная версия машины с индексом Е28. Хотя стоит признать, что новая модель была не чем иным, как продуктом глубокой модернизации «пятерки» предыдущего поколения, так полюбившейся многим автомобилистам. И действительно, этот автомобиль отличался высочайшим качеством сборки и сочетанием в себе таких качеств, как мощность, управляемость, комфортность. И, конечно же, спортивный характер тоже оставил глубокий след в памяти людей, имевшей счастье обладать такой «бэхой».

 

На ходу

Россияне, у которых хватило и желания, и денег купить подержанный экземпляр БМВ 528i E12, об ее эксплуатационных качествах отзываются только в превосходной форме. Дескать, поворот ключа, и под капотом начинает угрожающе рокотать 218-сильный 6-цилиндровик, признанный лучшим мотором прошлого века! А истинные знатоки отмечают: несмотря на индекс 528, правильнее сказать, что перед нами 535-я модель…

Похоже, с наступлением эпохи турбочетверок мы действительно забыли настоящее звучание БМВ. Раритетная «пятерка» в этом плане показательна: если на низах слух ласкает тихое бормотание агрегата, то при нажатии на педаль акселератора оно переходит в хриплый рев. Причем «табуном» лошадиных сил управляет уже не карбюратор, а система электронного впрыска горючего, благодаря чему на низких оборотах водителю доступны почти 70% тяги. Однако истинный потенциал двигателя раскрывается на «верхах» – именно тогда доступны все 320 Нм крутящего момента. И даже если вы абсолютно не знаете, сколько стоит покрасить деталь автомобиля, на дороге однозначно убедитесь, что видавшая виды «пятерка» БМВ обставляет соседей по полосе – разгон до 100 км/ч за 7 сек. позволяет это делать очень легко.

Справиться с мощью баварца помогает механическая пятиступка, для которой ее создатели с ювелирной точностью подобрали передаточные числа. Разумеется, привод на задние колеса, поскольку в 80-х инженеры БМВ считали ниже своего достоинства оснащать автомобиль карданом.