Легенда 70-х BMW 528i E12: история и личные впечатления

Легенда 70-х BMW 528i E12: история и личные впечатления

Эту баварскую «пятерку» по праву можно назвать пятым элементом после всем известных огня, воды, воздуха и земли – а дополнительной стихией является удовольствие от вождения. Хотя модель по праву считается легендой 70-х годов не только поэтому: ее динамические качества и дизайн удивляют до сих пор истинных ценителей марки. Однако обо всем по порядку.

 

Исторический экскурс

В пятой модели было реализовано много новшеств, ставших визитной карточкой БМВ на долгие годы. Например, впервые баварскую машину оснастили диагностическим разъемом и поставили радиатор на эластичных опорах. Кроме того, безусловным ноу-хау явились моторы Kugelfischer с механическим впрыском горючего, о чем сейчас помнит лишь тот, кто жил в те годы. Первенцем в модельном ряде «пятерок» была 520-я модификация, получившая четырхцилиндовик М10, а спустя год публика узнала о технических показателях версии 525 с рядной «шестеркой» производительностью в 145 лошадиных сил. А поскольку в 70-е годы приоритетным рынком для немцев стал американский, специально для него на авто в кузове Е12 установили трехлитровый двигатель, при желании клиентов комплектовали машину АКПП серии ZF, дополняли стандартное оснащение стеклоподъемниками и зеркалами с электрическим приводом.

И специально для американцев конструкторы внедрили в БМВ систему рециркуляции отработавших газов, которую можно было дополнить термическим нейтрализатором. Однако последнее технологическое новшество сослужило автомобилю плохую службу: «задушенный» двигатель в американской спецификации М30 выдавал менее 165 «лошадей», которые у европейской 528-й с двумя карбюраторами были под капотом всегда. Но и это еще не все. Частые поломки нейтрализаторов привели к судебным разбирательствам, ибо конструкционная недоработка приводила к перегреву силовых агрегатов, что было причиной трещин в ГБЦ и прогара клапанов. И баварской компании поневоле пришлось менять конфигурацию головки и ставить ее даже на те «пятерки», у которых гарантийный срок уже закончился. Одним словом, запчасти BMW X5 E53 обошлись немцам тогда в круглую сумму.

Первой модернизации модель подвергли в 1976-м, когда у нее появилось свыше 40 новых и доработанных деталей: салон продемонстрировал иное колесо, опционально стал доступен люк, изменились задние фонари и т. д. Годом позднее 520-я модификация машины стала комплектоваться М60 – рядным шестицилиндровиком мощностью в 122 л. с., а в 1978-м появились более современные пятиступенчатые трансмиссии, которые заказывались отдельно, и новые подрулевые переключатели.

Однако вскоре в США были приняты более жесткие экологические правила, что потребовало замены версии 530i на 528-ю. Соответственно, объем силового агрегата уменьшили, установили доработанный каталитический нейтрализатор, что позволило успешно продавать машину в 50 штатах. Причем нельзя не отметить тот факт, что внешне 528i E12 тоже отличилась от европейского аналога: у «пятерки» были очень развитые бампера, способные выдерживать удар при движении на скорости до 10 км/ч, в базовую комплектацию вошла аудиосистема и кондиционер. Вдобавок отдельно можно было заказать как коробку-автомат, так и дифференциал повышенного трения. Кожаные кресла – почти не в счет.

Старшим в модельном ряде легендарного БМВ оказался спорт-седан М535i, которым занималось отдельное подразделение баварцев в Америке. Конструкторы, ответственные за гоночные машины марки, разместили под его капотом М30 – и конечно же, не «задушенную» версию, а полноценный шестицилиндровик объемом 3,5 литра, который в паре с п-ступенчатой МКПП позволял болиду разгоняться до «сотни» за 7,2 сек. Чтобы удержать динамичную машину на дороге, сберечь подвеску и обеспечить управляемость, на «пятерку» поставили усиленные дисковые тормоза и спортивные демпферы. Также «болид» от своих младших сородичей выделялся ковшеобразными спортивными креслами двух видов, спойлером на багажном отделении и более развитой юбкой переднего бампера.

Что касается окончания европейской «карьеры» модели, то последние E12 были выпущены на заводе в Мюнхене в 1981 году. И сразу же на смену легенде пришла не менее известная, но более современная версия машины в кузове Е28. Фактически она была плодом глубокой модернизации предыдущей генерации модели, которую народ полюбил за целый комплекс качеств, начиная от спортивности, комфортности, и заканчивая истинно немецким качеством сборки. Кстати, Е12 для американского рынка выпускалась аж до 1984 года, что позволило увеличить число «пятерок» почти до 700 тыс. экземпляров.

 

Экстерьер

На старте 70-х баварские модели чисто визуально уже не выдерживали конкуренции с более эффектными Мерседесами. Поэтому руководство компании решило изменить позицию на рынке в свою пользу, причем не откладывая дело в долгий ящик. Для дизайнерского прорыва к работе привлекли легендарного М. Гандини, который и нарисовал эскиз модели под названием Garmisch. Именно он предопределил основную концепцию внешности «пятерки», хотя серийную версию модели отработал мерседесовец с обидной в русском понимании фамилией Брак. И, кстати говоря, оба дизайнера наверняка охарактеризовали бы нынешний экстерьер нынешней пятой модели БМВ не иначе, как грузовой космический корабль, пришедший из Галактики с дурновкусными инопланетянами…

Всем известно, что настоящие спортсмены не носят на себе лишнего жира. Так и Е12, поджарость которой считается эталоном спортивного характера, тогда как запчасти BMW X5 E53 – образцом надежности. И спасибо Браку, который сгладил стандартный для 70-х годов угловатый кузов плавными обводами, не говоря уж об изгибе Хофмайстера на задней стойке. Тогда красота действительно ценилась больше маркетинговых ходов, потому что для интеграции фирменных баварских «ноздрей» в радиаторную решетку пришлось кардинально «перетрясти» механизм открывания капота. И именно этот ход сделал «пятерку» узнаваемой на всей планете.

 

Опыт личного владения

Тот, кто ездил на BMW 528i E12, наверняка помнит, что при первом взгляде на салон в глаза сразу бросается крупный руль и водительское кресло, которое обеспечивает стопроцентно вертикальную посадку за баранкой. Также привлекают внимание тоненькие двери. Такой салон в 70-х считался солидным, хотя на фоне нынешних мониторов, электронной приборной панели и тачскринов такой дизайн выглядит весьма лаконичным. Однако не стоит забывать, что эта машина – не гламурная игрушка, поэтому ее оценят только любители полноценного драйва.

Поворот ключа – и вы насладитесь рокотанием мощного двигателя М30, а если под капотом стоит мотор с приставкой «В34», то можете не сомневаться, что перед вами модификация 535, а не 528, как указано на радиаторной решетке. Тогда вы просто счастливчик, ибо эта версия БМВ оснащалась шестицилиндровиком, признанный в кругах автоэкспертов лучшим мотором прошлого века. И можно понять, чем эпоха нынешних турбочетверок отличается от того, как должен звучать настоящий баварец. Настоящая «пятерка» после невнятного бормотания на низких оборотах начинает просто реветь после нажатия на педаль газа. Причем табуном из 218 «лошадей» в данном случае управляет не карбюратор – это свойственно запчастям BMW X5 E53 – а «бошевская» система электронного впрыска топлива. Более того, на «низах» доступны порядка 70% тяги, и это позволяет «скакуна» моментально срывать в галоп. Хотя не будем скрывать, что настоящие характеристики двигателя раскрываются на повышенных оборотах – тогда вам доступны максимальные 320 нанометров крутящего момента.

И еще понимаешь, почему раньше автомобили БМВ однозначно славились спортивными повадками. Чтобы реализовать потенциальные возможности силового агрегата, на «пятерке» установлены независимые подвески, причем на всех колесах! Поэтому мелкие неровности демпфируются на «ура», никакой вибрации в салоне не ощущается; спортивный характер берет верх при наезде на более серьезные препятствия, и тогда потряхивает машину ощутимо. А поскольку руль модели явно не обделен хорошим усилителем, то водителю дарится ощущение ответного сопротивления.

Великолепная управляемость Е12 позволяет достойно выйти из наисложнейшей ситуации. Ведь чтобы сорваться в занос, модели нужна откровенная провокация – спокойная езда ее не нервирует. Однако довести до предела представительницу пятой серии практически невозможно, это нужно очень-очень постараться…