Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БМВ Х5 Е53

Головка блока цилиндров

Конструктивное исполнение головки блока цилиндров БМВ Х5 Е53 приведено на рис. 4.5 и рис. 4.6.

ris-4-5-golovka-bloka

Рис. 4.6. Детали головки блока

Головка цилиндров (рис. 4.5) отлита из алюминиевого сплава. В ней установлено два распределительных вала на подшипниках скольжения, впускные и выпускные клапаны со своими пружинами закрытия. Клапаны перемещаются в запрессованных направляющих. Седла клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Угол развала клапанов 39,5°. Привод клапанов осуществляется кулачками распределительных валов через цилиндрические гидравлические толкатели (гидротолкатели), клапанные зазоры компенсируются автоматически и их регулировка отпадает. В головке цилиндров выполнены масляные каналы для снабжения гидротолкателей и других элементов маслом.

Допустимое коробление (неплоскостностъ) сопрягаемой поверхности головки с блоком цилиндров для всех двигателей BMW X5 E53 не более – 0,03 мм.

Номинальная/минимальная высота головки блока цилиндров двигателей серии «М62» 140,0/139,70 мм соответственно.

 

ПРОКЛАДКА ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ  БМВ Х5 Е53

Прокладка (1, рис. 4.6) головки блока цилиндров изготовлена из синтетических материалов (безасбестовая) с металлической окантовкой отверстий под цилиндры.

Рис. 4.6. Детали головки блока

Прокладка устанавливается меткой «Oben» («Верх») к головке блока цилиндров. Толщина новой прокладки 1,2 мм.

После шлифования головки блока цилиндров на двигатель устанавливать прокладку ремонтного размера, толщиной 1,5 мм (+0,3 мм).

 

СЕДЛА КЛАПАНОВ  BMW X5 E53

Седла клапанов (см. рис. 3.5) изготовлены из аустенитной стали, полученной методом порошковой металлургии, и замене не подлежат.

Рис. 3.5. Геометрия профиля седла клапанов
1-угол рабочей фаски; 2-внешний угол коррекции; 3-внутреннии угол коррекции, 4-кружный диаметр опорной поверхности седла клапана; 5-ширина рабочей фаски седла клапана

При выявлении следов подгорания или износа, не поддающихся удалению шлифованием, головка цилиндров заменяется целиком. При этом необходимо выдержать максимально допустимый размер. Если этот размер будет превышен, то нарушается надежность компенсации зазоров при работе гидротолкателей. Седло клапана притирается (ремонтируется) до получения надежного пятна клапана. Седла клапанов имеют дополнительное сужение – угол внешней коррекции, и при обработке необходимо выдержать его – 15°.

Технология выполнения притирки седел клапанов для всех бензиновых двигателей идентична.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕДЕЛ КЛАПАНОВ  БМВ Х5 Е53

Параметры Седло клапана
впускного выпускного
Диаметр седла клапана, мм
– номинальный 34,5 30,0
– допуск от 0,00 до 0,025
Угол рабочей фаски, град 45 45
Угол коррекции, внешний 15 15
Угол коррекции, внутренний 60 60
Ширина рабочей фаски (В44), мм 1,25±0,25 1,65±0,35
Ширина рабочей фаски (В46), мм 0,95±0,30 1,50±0,35

 

НАПРАВЛЯЮЩИЕ ВТУЛКИ КЛАПАНОВ  BMW X5 E53

Направляющие втулки клапанов изготовлены из специального латунного сплава на основе бронзы и запрессованы в головку блока цилиндров. Параметры направляющих втулок впускных и выпускных клапанов одинаковы. Проверку зазора проводить с использованием приспособления (см. рис. 3.7).

Рис. 3.7. Проверка втулки клапана

Максимально допустимый зазор (при эксплуатации), между стержнем клапана и направляющей втулкой замеряется по максимальному смещению головки клапана при нахождении штока клапана вровень с верхним краем направляющей. При этом:

  • Внутренний диаметр, мм:

– номинальный                      6,00

– 1-й ремонтный размер       6,10

– 2-й ремонтный размер       6,20

  • Допуск исполнения – от 0,00 до + 0,015
  • Максимальный зазор стержень/втулка – 0,50

 

КЛАПАНЫ  БМВ Х5 Е53

Клапаны представляют собой закаленные стержни, изготовленные из специальной коррозионностойкой стали с хромированием, и располагаются в головке блока V-образно, под углом 39,5°. Приводятся в действие кулачками впускного и выпускного распределительных валов верхнего расположения через гидравлические толкатели. Система привода выполнена по схеме DOHC. Параметры клапанов двигателей приведены в таблице.

Минимальная высота цилиндрической части тарелки клапана «b» (см. рис. 5.6) – 0,5 мм.

От состояния клапанного механизма зависит один из основных показателей износа двигателя – величина компрессии в его цилиндрах, которая проверяется специальным прибором – компрессометром (см. рис. 3.31), устанавливаемым в отверстие свечи зажигания.

Рис. 3.31. Компрессометр

Правила его установки и снятия замеров приведены в инструкции на прибор и описаны ниже. Показание прибора для нового двигателя – 12–14 бар (кгс/см2), при предельном износе, эта величина должна быть не менее – 10,0 бар. Разница в давлении между цилиндрами одного двигателя не должна превышать 1,5 бар. Если разница более 1,5 бар или давление менее 10,0 бар, то это свидетельствует о повышенной изношенности поршневых колец, зеркал цилиндров, клапанов. Такой двигатель подлежит снятию и ремонту.

 

ПАРАМЕТРЫ КЛАПАНОВ ДВИГАТЕЛЕЙ  BMW X5 E53

Параметры клапана Модель двигателя
М62В44 М62В46
Впускные клапаны
Диаметр тарелки, мм 35,00 35,00
Допуск на диаметр головки, мм от 0,00 до -0,016
Диаметр стержня, мм
– номинальный 6,00
– 1-й ремонтный 6,10
– 2-й ремонтный 6,20
– допуск исполнения от -0,025 до -0,040
Зазор между направляющими втулками и стержнями клапанов, мм* 0,5
Выпускные клапаны
Диаметр головки, мм 30,50 30,50
Допуск на диаметр головки, мм от 0,00 до -0,016
Диаметр стержня, мм
– номинальный 6,00
– 1-й ремонтный 6,10
– 2-й ремонтный 6,20
– допуск исполнения от -0,045 до -0,055
Зазор между направляющими втулками и стержнями клапанов, мм* 0,5

* Методика измерения приведена на рис. 3.7.

Рис. 3.7. Проверка втулки клапана

 

ПРУЖИНЫ КЛАПАНОВ  БМВ Х5 Е53

Пружины клапанов (см. рис. 4.12) предназначены для обеспечения герметичной посадки клапанов на седла.

Рис. 4.12. Распределительные валы

Каждый впускной и выпускной клапан имеет одну пружину сложной формы – цилиндрическо-конической. Пружины идентичны как для впускных, так и для выпускных клапанов.

 

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ТОЛКАТЕЛИ  BMW X5 E53

Гидравлические толкатели устанавливаются непосредственно в теле головки блока цилиндров. Привод клапанов осуществляется кулачками распределительного вала через плунжеры гидравлических толкателей. Зазоры в механизме привода клапанов компенсируются автоматически гидравлическими толкателями. Конструкция и принцип действия этих гидротолкателей аналогичен двигателю М54 (см. рис. 3.9).

Рис. 3.9. Разрез гидравлического толкателя
1 — цилиндр толкателя; 2 — паз; 3 — плунжер; 4 — обратный клапан; 5 — пружина

Свободный ход поршней толкателей не более 0,1 мм.


ВЫ НАХОДИТЕСЬ В РАЗДЕЛЕ:


ПЕРЕЙТИ В ДРУГОЙ РАЗДЕЛ: