Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БМВ Х5 Е53

Снятие и установка коробки передач S5D 280Z

Коробки переда типа S5D 280Z БМВ Х5 Е53 применяется с двигателем модели «М54» и закрепляется на кузове при помощи поперечины (рис. 8.3) и резинометаллического шарнира.
Рис. 8.3. Крепление РКПП БМВ Х5 Е53

Снятие РКПП проводится без снятия двигателя, через низ автомобиля. Снятие РКПП необходимо тогда, когда снимается сцепление или РКПП подлежит замене или ремонту.

Снятие РКПП BMW Х5 Е53 типа «S5D 280Z» необходимо проводить в следующем порядке. Приготовить приспособления «00.2.030», «23.0.130», «23.0.131», «23.0.132» и «23.0.133».

 

Внимание!

  1. При отключении минусовой клеммы АБ стираются данные в ЭБУ-КСУД. Перед началом работ провести считывание информации из памяти системы управления двигателем и зафиксировать ее.
  2. При снятии и установке РКПП не должна опираться на первичный вал, в противном случае произойдет деформация ведомого диска сцепления.

 

  • Снять питание, вынув ключ из замка зажигания и отсоединить «–» клемму АБ. Снять перемычку соединения «массы» с кузовом. Снять промежуточный глушитель, правый передний и задний теплоизоляционные экраны.
  • Снять пластину жесткости, переднюю и заднюю панели защиты картера двигателя и слить масло из РКПП БМВ Х5 Е53. Ослабить крепление стабилизатора поперечной устойчивости и переместить его вперед. Снять передний карданный вал, вывернуть болты и снять хомут (1, рис. 8.4) крепления приемной трубы ОГ.
    Рис. 8.4. Хомут крепления БМВ Х5 Е53
  • Пометить взаимное расположение двигателя и РКПП краской или маркером, для облегчения их последующей сборки. Замаркировать болты, т.к. они имеют различную длину. Вывернуть три нижних болта типа «Torx» крепления (М8×50) РКПП к двигателю (см. рис. 8.7).
    Рис. 8.7. Крепление РКПП БМВ Х5 Е53
  • Собрать приспособление «23.0.130, совместно с приспособлениями «00.2.030» и «23.0.130» (рис. 8.5), подпереть ими РКПП и раздаточную коробку (РК). Извлечь кабельный жгут из скоб крепления на картере РКПП. Отвернуть болты крепления (6, см. рис. 8.3), отсоединить опорную балку (1) от кузова. При отсоединении резинометаллического шарнира (3), вращать только гайку (5), придерживая головку болта (4, М12×1,5×220).
    Рис. 8.5. Фиксация РКПП БМВ Х5 Е53

 

Внимание!

Не допускать падение карданного вала, из-за возможности повреждения шарниров и резинового чехла ШРУСа.

 

  • Отвернуть болты (3 шт., стрелки, см. рис. 10.5) крепления карданного шарнира, при этом удерживать головку болта и вращать гайку. Придерживая карданный вал, отвернуть гайки крепления его промежуточной опоры к кузову. Прогнуть карданный вал вниз, нажав на промежуточную опору вниз и отсоединить вал от фланца вторичного (выходного) вала РКПП, отвести его в сторону и зафиксировать на кузове проволочной скобой, не допуская его перелома в шарнире, чтобы избежать повреждения ШРУСа.
    Рис. 10.5. Крепление карданного вала БМВ Х5 Е53

 

Внимание!

Проследить, чтобы выпускной коллектор не соприкасался со стабилизатором поперечной устойчивости.

 

  • Слегка приспустить РКПП BMW Х5 Е53, для проведения дальнейших работ. Не прикасаясь более к педали сцепления, отвернуть гайки крепления (18, см. рис. 7.2), снять рабочий цилиндр привода сцепления и закрепить его на кузове проволочной скобой. Трубопровод гидропривода оставить подсоединенным. К педали сцепления больше не прикасаться.
    Рис. 7.2. Привод управления сцепления БМВ Х5 Е53
  • Отсоединить ШС от выключателя (8, см. рис. 8.31) фонаря заднего хода и извлечь жгут проводов из держателей на картере РКПП.
    Рис. 8.31. Картер РКПП (S5D...Z) БМВ Х5 Е53
    Снять стопорную скобу (11, см. рис. 8.16) тяги (10) привода переключения передач, вынуть тягу (10) из обоймы (12) и снять установочные шайбы.
    Рис. 8.16. Механизм переключения передач БМВ Х5 Е53
  • Отверткой подцепить пружинный фиксатор (1, рис. 8.6) и отцепить его от прилива (2) на картере. Откинуть пружинный фиксатор (1) вверх и извлечь шарнирные пальцы (3 и 4, см. рис. 8.16). Установить через деревянную прокладку гаражный домкрат под двигатель, в районе первого цилиндра, для того, чтобы исключить его опрокидывание в момент снятия РКПП.
    Рис. 8.6. Пружинный фиксатор БМВ Х5 Е53

 

Внимание!

При снятии и установке РКПП БМВ Х5 Е53 исключить повисание РКПП на первичном (входном) валу, в противном случае может деформироваться ведомый диск сцепления.

 

Ослабить, крест-накрест, оставшиеся болты (стрелки, рис. 8.7) крепления РКПП к двигателю и вывернуть их окончательно. При этом РКПП опирается только на сборку приспособлений.

  • Вдвоем, с помощником, разъединить двигатель и РКПП, перемещая ее назад, вынуть коробку, повернуть, насколько это возможно (примерно на 10°), против часовой стрелки, и извлечь РКПП из-под автомобиля.

Установку РКПП BMW Х5 Е53 следует проводить в обратном порядке, при этом необходимо проверить техническое состояние сцепления и убедиться в легкости вращения выжимного подшипника сцепления и смазать его пластичной смазкой типа «Molykote-Longtherm-2».

Проверить ведомый диск на отсутствие ржавчины в шлицах и, при необходимости, заменить. Тряпкой удалить со шлицев ведомого диска старую смазку и пыль, образующуюся при истирании фрикционной накладки.

 

Внимание!

Подшипник только протирать, но не промывать. Подшипник при вращении не должен издавать шума.

 

Проверить установку центрирующих втулок (18, см. рис. 8.31) на картере РКПП. Проверить установку корзины сцепления на маховике. Снять муфту и вилку выключения сцепления, очистить их и смазать их в соответствующих местах. Проверить, не липкая ли смазка на первичном (входном) валу РКПП. Если смазка липкая, заменить ведомый диск сцепления.

Очистить и смазать тонким слоем шлицы и шейку первичного вала РКПП (рис. 8.8) антифрикционной пастой типа «Microlude GL 261» или нанести антифрикционный спрей типа «Esso UNIREX 52». Количество смазки соответствует размеру горошины, чтобы излишки смазки не могли попасть на фрикционную поверхность сцепления и нарушить его работу.
Рис. 8.8. Места смазки БМВ Х5 Е53

Включить одну из передач переднего хода в РКПП БМВ Х5 Е53, приподнять его и, в подвешенном положении, завести в сцепление.

 

Внимание!

Если при установке первичный вал КПП не входит в шлицы ведомого диска сцепления, то от руки повернуть вторичный вал за фланец установки карданного вала, до совпадения шлицев.

 

Ввернуть болты крепления РКПП BMW Х5 Е53, вместе с шайбами, и предварительно, по принципу через один, затянуть моментом 2,0 кгс·м. Дальнейшую затяжку вести крест-накрест, с окончательным моментом, указанным ниже.

  • Моменты затягивания болтов (гаек) крепления, Н·м (кгс·м):
  • болт типа «Torx»:

–       М8    22 (2,2);

–       М10  43 (4,3);

–       М12  72 (7,2).

  • болт с шестигранной головкой:

–       М8    25 (2,5);

–       М10  49 (4,9);

–       М12  74 (7,4).

–       гайка крепления рабочего цилиндра – 22 (2,2);

–       гайка крепления промежуточной опоры – 21 (2,1);

–       гайка крепления ШРУСа, плоская/ рифленая головка:

  • М8          32 (3,2) / 43 (4,3);
  • М10          64 (6,4) / 70 (7,0).

–       болты крепления поперечны к кузову – 49 (4,9);

–       гайки крепления поперечны к РКПП БМВ Х5 Е53 – 74 (7,4);

–       гайки крепления хомутов (М8) – 15 (1,5);

–       эластичная муфта карданного вала – 100 (10,0);

(заменить самоконтрящиеся гайки)

–       заливная и сливная пробки – 50 (5,0).

  • Болты крепления пластины жесткости затянуть в два приема – 56 Н·м (5,6 кгс·м) + 90°.
  • Контактный выключатель фонарей заднего хода (М12) – 18 (1,8);
  • Установить стабилизатор поперечной устойчивости и закрепить его новыми самоконтрящимися гайками, с моментом затяжки 60 Н·м (6,0 кгс·м).

При установке снятых деталей запрещено прикладывать значительные усилия, чтобы детали не подвергались излишним механическим нагрузкам. Установить обойму (12, см. рис. 8.16) штока переключения передач. Смазать тягу (10) переключения передач пластичной смазкой типа «Kluber Polylub DLY 801» и установить тягу (с шайбами и стопорными скобами, 11) на место. Залить в РКПП масло и проверить его уровень.

  • Установить на место все снятые элементы и, при необходимости, отрегулировать механизм переключения передач.

При замене РКПП S5D 280Z BMW Х5 Е53 со старой на новую, следует переставить на новую РКПП следующие детали:

–       выжимной подшипник и вилку выключения сцепления;

–       шпильки крепления рабочего цилиндра привода сцепления;

–       выключатель фонарей заднего хода;

–       обойму штока выбора передач;

–       проверить демпфирующую шайбу (14, см. рис. 8.16) в обойме штока на отсутствие повреждений и, при необходимости, заменить ее;

–       сапун (14) и предохранительную гильзу со штока выбора передач.

Коробка передач S5D 39Z БМВ Х5 Е53 комплектуется с двигателем «М57» и закреплена на кузове при помощи балки (1, см. рис. 8.3) и резинометаллического шарнира (3), аналогично РКПП S5D 280Z. РКПП отличаются только усиленным исполнением, т.к. несут различные нагрузки из-за повышенного крутящего момента двигателя М57, передаваемого на колеса автомобиля. Снятие и установку РКПП S5D 39Z следует проводить в аналогичном порядке с РКПП S5D 280Z.


ВЫ НАХОДИТЕСЬ В РАЗДЕЛЕ:


ПЕРЕЙТИ В ДРУГОЙ РАЗДЕЛ: