Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БМВ Х5 Е53

Замена АКПП

Внимание!

Снимать АКПП следует только после того, как будет точно установлена причина неисправности на автомобиле.

 

Промаркировать положение болтов, т.к. они имеют различный диаметр и длину. При установке АКПП заменить все уплотнения, самоконтрящиеся гайки, болты и шайбы на новые.

 

ЗАМЕНА АКПП «A5S 440Z» БМВ Х5 Е53

 

Уплотнительные элементы задней крышки АКПП показаны на рисунке 9.5. Снятие АКПП необходимо проводить в следующем порядке. Приготовить приспособления «00.2.030», «24.0.250», «24.1.110», «24.4.131», «24.2.300», «24.4.132», «24.5.301» и «24.5.307». Снять питание и вынуть ключ зажигания. Отсоединить провод от «–» клеммы АБ, которая расположена за правой боковой облицовкой багажника.
Рис. 9.5. Уплотнения АКПП БМВ Х5 Е53

  • Снять переднюю панель защиты картера двигателя, пластину жесткости и левый и правый теплоизоляционные экраны (рис. 9.6). Отключить ШСы датчиков кислорода в ОГ и снять систему выпуска ОГ.
    Рис. 9.6. Экраны БМВ Х5 Е53
  • Освободить провода датчиков содержания кислорода в ОГ из зажимов, отсоединить с обеих сторон гайки крепления штанги от стабилизатора поперечной устойчивости. Стержень шаровой головки удерживать рожковым ключом за «лыски». Стабилизатор отвести вперед и снять задний теплоизоляционный экран.
  • Пометить краской или маркером взаимное расположение двигатель/АКПП и болтов крепления АКПП BMW Х5 Е53, для облегчения последующей сборки.
  • Отвернуть болты крепления и отсоединить от АКПП BMW Х5 Е53 диск карданного шарнира. Вращать только гайки, придерживая головки болтов. Отвести карданный вал в сторону и зафиксировать его на кузове проволочной скобой, не допуская его перелома в шарнире.
  • Освободить из скобы (на двигателе) вентиляционный трубопровод АКПП. Придерживая зажимную втулку (1, рис. 9.7), ослабить зажимную гайку (2).
    Рис. 9.7. Зажимная втулка БМВ Х5 Е53
  • Удерживая трос (1, рис. 9.8) от проворачивания за шестигранную головку (2), отвернуть гайку (3) и извлечь трос из кронштейна крепления.
    Рис. 9.8. Трос АКПП БМВ Х5 Е53
  • Отсоединить кронштейн крепления маслопровода (стрелка, рис. 9.9) от поддона масляного картера. Отсоединить кронштейн крепления маслопровода от насоса гидроусилителя рулевого управления.
    Рис. 9.9. Кронштейн поддона БМВ Х5 Е53
  • Установить поддон для сбора масла. Вывернуть пустотелый болт (1, рис. 9.10) подвода масла и отсоединить маслопровод.
    Рис. 9.10. Поддон масла БМВ Х5 Е53
  • Отвернуть муфту (2, рис. 9.11) отвода масла и отсоединить маслопровод. Отвести оба маслопровода влево.
    Рис. 9.11. Отвод масла БМВ Х5 Е53

 

Внимание!

Приспособление «24.5.301» должно иметь два отверстия диаметром 10,1–10,2 мм (рис. 9.12). Только такое приспособление обеспечивает устойчивое положение узла АКПП БМВ Х5 Е53 и раздаточной коробки (РК) на приспособлении «24.0.250».
Рис. 9.12. Приспособление 24.5.301 БМВ Х5 Е53

 

  • Собрать воедино приспособления «24.5.301», «00.2.030» и «24.0.250», для чего вставить штифт шарнира в заднее отверстие приспособления «24.5.301». Подпереть АКПП и РК сборкой приспособлений (см. рис. 9.2).
    Рис. 9.2. Подъемник БМВ Х5 Е53
  • Освободить жгут проводов датчиков концентрации кислорода в ОГ из держателей на поперечной балке крепления АКПП и извлечь его из держателей на картере АКПП. Вывернуть болты (6, см. рис. 8.3) и отсоединить поперечную балку крепления АКПП от кузова.
    Рис. 8.3. Крепление РКПП БМВ Х5 Е53

 

Внимание!

Исключить падение карданного вала, в противном случае возможно повреждение ШРУСа и резиновой манжеты (стрелка, см. рис. 10.7).
Рис. 10.7. ШРУС карданного вала БМВ Х5 Е53

 

  • Отвернуть гайки крепления эластичной муфты (стрелки, см. рис. 10.5) и вынуть болты.
    Рис. 10.5. Крепление карданного вала БМВ Х5 Е53
    Придерживая карданный вал за промежуточную опору, отвернуть гайки (стрелки, см. рис. 10.6) ее крепления. Надавить на промежуточную опору карданного вала вниз и отсоединить карданный вал от фланца вторичного вала АКПП BMW Х5 Е53. Карданный вал отвести в сторону и закрепить на кузове проволочной скобой.
    Рис. 10.6. Промежуточная опора БМВ Х5 Е53
  • Расстыковать ШС управления АКПП (рис. 9.13), установить на ШС полиэтиленовый чехол, вынуть кабель из держателей на картере АКПП и закрепить его на кузове скотчем или проволочной скобой.
    Рис. 9.13. ШС АКПП БМВ Х5 Е53
  • Расстыковать ШС (1, рис. 9.14) и отсоединить его. Закрыть ШС полиэтиленовым чехлом и закрепить его на кузове скотчем или проволочной скобой. Отсоединить ШС (2) датчика частоты вращения вала двигателя, закрыть ІІІС полиэтиленовым чехлом и закрепить его на кузове скотчем или проволочной скобой.
    Рис. 9.14. ШС датчика БМВ Х5 Е53
  • Снять защитную крышку (заглушку) с отверстия в задней нижней части картера блока цилиндров (стрелка, рис. 9.15) двигателя.
    Рис. 9.15. Заглушка БМВ Х5 Е53
    Отвернуть по порядку ключом «24.1.110» (рис. 9.16) болты крепления гидротрансформатора крутящего момента к приводному диску двигателя. Для подведения болта к отверстию, поворачивать вал двигателя за болт шкива коленчатого вала по часовой стрелке. Проследить, чтобы болты не упали внутрь блока.
    Рис. 9.16. Ключ 24.1.110 БМВ Х5 Е53
  • Разгрузить АКПП БМВ Х5 Е53, слегка приподняв ее гаражным домкратом, через деревянную прокладку под картером, но не за поддон картера АКПП. Установить, через деревянную прокладку, второй гаражный домкрат под двигатель в районе первого цилиндра или использовать подъемник (см. рис. 9.2). Это исключит его опрокидывание в момент снятия АКПП.
  • Слегка опустить АКПП. Повернуть передние колеса так, чтобы при опускании АКПП поперечная рулевая тяга не испытывала нагрузки. Принять меры, чтобы исключить выскальзывание гидротрансформатора крутящего момента. Для этого установить приспособления «24.4.131» и «24.4.132» (рис. 9.17) в окно картера АКПП и затянуть его.
    Рис. 9.17. Приспособление 24.4.132 БМВ Х5 Е53
  • Ослабить, крест-накрест, болты (стрелки, рис. 9.18) крепления АКПП к двигателю и вывернуть их окончательно. При этом АКПП опирается на домкрат или приспособление. Вдвоем, с помощником, разъединить двигатель и АКПП вместе РК, перемещая их на себя. Извлечь АКПП и РК из-под автомобиля. Отсоединить РК от АКПП.
    Рис. 9.18. Крепление АКПП БМВ Х5 Е53

 

Внимание!

Устанавливать только стандартные болты крепления двигателя АКПП и гидротрансформатора.

 

Установку АКПП BMW Х5 Е53 следует проводить в обратном порядке, при этом необходимо проверить установку центрирующих втулок (стрелки, рис. 9.19). Поврежденные втулки заменить.
Рис. 9.19. Центрирующие втулки БМВ Х5 Е53

  • Проверить состояние отверстия (1, рис. 9.20) доступа к компенсирующей муфте.
    Рис. 9.20. Отверстие БМВ Х5 Е53
    Ввернуть приспособление «24.2.300» в резьбовое отверстие (1, рис. 9.21) на гидротрансформаторе. Поворачивать гидротрансформатор крутящего момента до тех пор, пока приспособление «24.2.300» не встанет соосно отверстию в компенсирующей муфте.
    Рис. 9.21. Приспособление 24.2.300 БМВ Х5 Е53
  • Скрепить фланцы АКПП и двигателя, ввернув болты крепления и завернув их плотно, от руки.
  • Завернуть три болта крепления гидротрансформатора к приводной пластине двигателя моментом 10 – 15 Н·м (1,0 – 1,5 кгс·м). Вывернуть приспособление «24.2.300» и установить четвертый болт крепления гидротрансформатора к пластине маховика двигателя. Затянуть все болты крепления гидротрансформатора моментом 45 Н·м (4,5 кгс·м).
  • Проверить стыковку АКПП БМВ Х5 Е53 и двигатель. Вернуть болты крепления, вместе с шайбами (согласно маркировке), и предварительно, по принципу через один, затянуть все болты моментом 20 Н·м (2,0 кгс·м) и снять приспособления «24.4.131» и «24.4.132».
  • Дальнейшую затяжку болтов крепления АКПП к двигателю вести в несколько приемов крест-накрест, с окончательным моментом указанными ниже, Н·м/кгс·м:
  • болты типа «Torx»:

– М8          21/2,1;

– М10        42/4,2;

  • болты с шестигранной головкой:

– М8          24/2,4;

– М10        45/4,5;

  • болты поперечной балки – 41/4,1;
  • болты крепления маслопроводов – 28/2,8 (заменить уплотнительные кольца);
  • гайку амортизатора АКПП BMW Х5 Е53 – 74/7,4;
  • заливную пробку (М18×1,5) – 35/3,5;
  • сливную пробку (М16×1,5) – 30/3,0;
  • муфту сливного трубопровода – 28/2,8;
  • гайку троса управления – 15/1,5;
  • гайку (М8) рычага управления – 10/1,0.

Отрегулировать балансир блока управления. При установке снятых элементов запрещено прикладывать значительные усилия, чтобы детали не подвергались излишним механическим нагрузкам. Заменить уплотнительные элементы АКПП. Долить в АКПП масло и установить карданный вал.

 

Внимание!

При затяжке болтов крепления эластичной муфты и резинометаллического амортизатора, вращать только гайки, а болты удерживать гаечным ключом, чтобы не создавать напряжений в теле муфты.

 

  • Установить поперечину на АКПП БМВ Х5 Е53 и днище кузова. Болты затянуть моментом 41 Н·м (4,1 кгс·м). Новую гайку болта крепления резинометаллического амортизатора затянуть моментом 74 Н·м (7,4 кгс·м).
  • Новые гайки болтов крепления эластичной муфты затянуть моментом 100,0 Н·м (10,0 кгс·м).
  • Гайки крепления промежуточной опоры затянуть моментом 21,0 Н·м (2,1 кгс·м).
  • Установить стабилизатор поперечной устойчивости на нажимные штанги и закрепить его новыми само стопорящимися гайками, с моментом затяжки 6,0 кгс·м (60 Н·м).
  • Установить на место все снятые элементы. При перестановке датчика частоты вращения на новую АКПП его следует заново настроить.

Проверить уровень масла в АКПП BMW Х5 Е53. Закрепить пластину жесткости в два последовательных приема – моментом 56 Н·м (5,6 кгс·м) и довернуть на угол 90°.

При необходимости отрегулировать привод переключения передач и совершить пробную поездку на автомобиле со всеми вариантами возможных переключений.


ВЫ НАХОДИТЕСЬ В РАЗДЕЛЕ:


ПЕРЕЙТИ В ДРУГОЙ РАЗДЕЛ: