Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БМВ Х5 Е53

Общие требования к ремонту автомобиля

Основная часть неисправностей меха­нических узлов и агрегатов в эксплуа­тации BMW X5 E53 возникает вследствие процессов трения, деформации элементов, старе­ния материалов деталей и т.д. Эти и другие процессы влекут за собой из­нашивание и повреждение деталей.

 

Процесс изнашивания принято делить на три периода: приработку; нормаль­ный износ; аварийный.

 

В процессе приработки идет интенсив­ный износ трущихся деталей, в резуль­тате микронеровнестей сопряженных поверхностей уменьшаются, растет площадь контакта, удельные нагрузки снижаются, скорость износа замедля­ется и переходит в нормальный износ.

 

Период нормального износа характе­ризуется относительно небольшим темпом роста зазора в сопряжении, однако по достижении определенного зазора скорость износа резко возрас­тает, что свидетельствует о начале аварийного износа. Эксплуатация аг­регата с аварийными износами приво­дит к поломкам, которые невозможно восстановить.

 

В процессе эксплуата­ции очень важно подвергнуть узел ре­монту до наступления аварийного из­носа. при этом затраты на ремонт бу­дут значительно ниже чем при ремон­те агрегата с аварийными износами. До принятия решения о ремонте необ­ходимо провести диагностику состоя­ния сопряжения в агрегатах. Как пра­вило, диагностирование ведется по косвенным признакам, таким как: по­вышенный шум, вибрация, расход масла, прорыв картерных газов, паде­ние мощности и т.п. Для более каче­ственной диагностики агрегат необхо­димо разобрать, детали промыть, ос­мотреть и подвергнуть микрометражу.

 

По результатам осмотра и измерений принимается решение о продолжении эксплуатации без ремонта или опреде­ление ремонта. При этом следует ру­ководствоваться следующими сообра­жениями: если фактические размеры деталей находятся в пределах полей допусков, разрешаемых данным Руко­водством, то продолжение эксплуата­ции агрегата без ремонта возможно; если же размеры вышли за поля до­пусков, то необходим ремонт.

 

Расши­рение полей допусков, приводимые в настоящем Руководстве, следует расценивать как возможность исполь­зования остаточного ресурса узла без восстановления сопряжения. В случае ремонта агрегата при восстановлении сопряжений, расширение полей допус­ков сверх установленных не допуска­ется.

 

Технологию ремонта BMW X5 E53 принято де­лить на четыре этапа работ: разбор­ка — мойка; контроль — сортировка; собственно ремонт: восстановление микро и макро геометрии поверхно­стей деталей и ее физико-механиче­ских свойств; сборка с предваритель­ным контролем деталей поступающих в работу.

 

Разборочно-моечные операции ведет­ся в несколько стадий: наружная мой­ка агрегата, частичная разборка, узло­вая мойка, разборка на детали, мойка и чистка деталей. Все детали перед контролем-сортировкой тщательно очи­стить от грязи и нагара, обезжирить, промыть и высушить (сжатым сухим воздухом). Масляные каналы и отвер­стия в деталях прочистить, промыть под давлением и продуть сжатым воз­духом.

 

Детали из алюминиевых и цинковых сплавов не допускается промывать в щелочных растворах, применяемых для мойки стальных и чугунных дета­лей, так как алюминий и цинк раство­ряются в щелочах.

 

В процессе контроля деталей обломы, трещины, вмятины, раковины и другие повреждения обнаруживать внешним осмотром. У ответственных деталей наличие трещин проверять при помо­щи дефектоскопа. Размеры деталей необходимо контролировать в местах наибольшего износа. Зубья шестерен изнашиваются неравномерно, поэтому при их контроле следует замерять не менее трех зубьев, расположенных под углом 120°.

 

В виду необходимости гарантировать работу зубчатых передач в течение всего межремонтного пробега сколы на зубьях и выкрашивание рабочей поверхности зубьев усталостного ха­рактера не допускается.

 

Сборочные единицы такие как: шатун с крышкой шатуна, блок цилиндров с крышками коренных подшипников, шестерни коробки передач и главной передачи нельзя разукомплектовы­вать. Остальные сборочные единицы разукомплектовывать возможно, но если принято решение о продолжении эксплуатации сопрягаемых элементов без ремонта, то их разукомплектовы­вать не целесообразно.

 

Во всех случаях ремонта сваркой и наплавкой, сварной шов не должен иметь шлаковых включений, непрове­ренных участков, подрезов и других дефектов. После сварки шов зачис­тить. Наплывы металла устранить, что­бы они не мешали установке сопря­гаемых деталей.

 

Отверстия с изношенной или повреж­денной резьбой восстанавливают на­резанием резьбы увеличенного ре­монтного размера, или заваркой от­верстий с последующим нарезанием резьбы номинального размера. Поста­новкой ввертышей и спиральными резьбовыми вставками.

 

Применение резьбовых вставок предпочтительней по соображениям качества восстанов­ления и трудовых затрат. Детали, по­даваемые на сборку, должны быть чистыми и сухими. Резьбовые соеди­нения не должны иметь замечаний. Одноразовые самоконтрящиеся резь­бовые крепежные детали должны быть заменены новыми. В случае не­возможности применить новые само­контрящиеся детали, при постановке старых необходимо стопорить их от отворачивания.

 

При сборке устанавливать новые про­кладки и сальники. Трущиеся поверх­ности деталей при сборке смазать чистым маслом. При постановке рези­новых сальников рабочую поверхность манжеты смазать во избежание по­вреждений при монтаже. При установ­ке сальников с металлическим корпу­сом, гнездо под сальник смазать тон­ким слоем герметика.

Сборку узлов и агрегатов выполнять в соответствии с настоящим Руково­дством. С помощью измерительного инструмента проконтролировать перед сборкой размеры деталей образующих посадки.
При сборке деталей, имеющих в со­пряжении подвижную посадку, должно быть обеспечено их свободное относи­тельное перемещение, без заедания. Втулки, кольца шариковых и ролико­вых подшипников устанавливать при помощи оправок. При запрессовке подшипников усилие не должно пере­даваться через шарики или ролики. Инструменты для запрессовки должны упираться в запрессованное кольцо. Усилия запрессовки должно совпадать с осью подшипника во избежание пе­рекоса колец.
Если по условиям сборки установка ответственных деталей производится ударом молотка, необходимо приме­нять оправки и молотки из цветных металлов, пластмассы, резины, а так­же приспособления и прокладки для запрессовки деталей.
Шпонки должны быть плотно посаже­ны в шпоночные пазы валов при по­мощи молотка или оправки из цветно­го металла. Люфт шпонок в пазах ва­лов не допускается.

Шпильки должны быть ввернуты в су­хие и чистые резьбовые отверстия плотно без люфта. Детали должны на­деваться на шпильки свободно. Подги­бание шпилей при установке на них деталей не допускается, крепление уз­ла или детали несколькими гайками или болтами должно производиться равномерно по периметру — сначала предварительно, а затем окончатель­но.
Все гайки или болты одного соеди­нений должны быть затянуты с одним крутящим моментом, если этого не оговорено особо, с Приложение. Моменты затяжек элементов крепле­ния приведены в Приложении к на­стоящему Руководству, при этом необ­ходимо применять ключи, позволяю­щие ограничивать крутящий момент.

Приведенный ниже список включает в себя минимум стандартных инстру­ментов необходимых для выполнения операций по снятию, разборке, ремон­ту, сборке и установке узлов и агрега­тов автомобиля BMW X5 E53:

  • комплект комбинированных ключей (1/4» — 1», 6 — 19 мм);
  • комплект сменных торцовых голо­вок (1/4» — 1», 6 — 19 мм);
  • храповой реверсивный привод с воротком (250 мм);
  • универсальный шарнир карданного типа под торцовые головки;
  • динамометрический ключ;
  • молоток слесарный (250—300 г.);
  • киянка (деревянная, резиновая или пластиковая);
  • комплект разводных ключей;
  • комплект наружных торцовых клю­чей;
  • свечной ключ;
  • приспособление для регулировки свечного зазора;
  • набор измерительных щупов;
  • иипельный ключ для прокачки тор­мозов;
  • отвертки («-» 8×150 мм. 8,5×150 мм; «+» 2×6»х 150 мм, 3х8»х203 мм);
  • комбинированные плоскогубцы;
  • прижимные клещи;
  • диэлектрические плоскогубцы;
  • острогубцы-утконосы;
  • зубило (13 мм);
  • ножовка по металлу с набором по­лотен;
  • набор напильников;
  • шинный манометр; смазочный шприц;
  • скребок из цветного металла;
  • ключ для снятия масляного фильт­ра;
  • чертилка слесарная;
  • кернер;
  • бородки (1,8; 3,3; 4,8 мм);
  • стальная линейка-брусок;
  • набор подпорок;
  • домкрат,
  • электродрель на 3/8» (9 мм) и на­бор сверл;
  • мелкая наждачная бумага;
  • проволочная щетка (большая и ма­лая);
  • емкость под масло;
  • емкость под антифриз;
  • воронка наливная.

 

Для качественного выполнения опера­ций по ремонту необходимо иметь также специальный инструмент и при­способления:

  • для сжатия клапанных пружин;
  • для прочистки канавок поршневых колец;
  • для обжатия поршневых колец;
  • для снятия/установки поршневых колец;
  • для центровки диска сцепления;
  • для снятия демпфера рулевого ко­леса;
  • для снятия шляпок пружин тормоз­ных колодок;
  • компрессометр;
  • зенкер и хон для обработки края и зеркала цилиндра;
  • хон для обработки зеркала тормоз­ного цилиндра;
  • измеритель диаметра цилиндров (нутромер);
  • набор микрометров и штангенцир­куль;
  • приспособление для снятия гидрав­лических толкателей;
  • универсальный съемник;
  • съемник шаровых шарниров;
  • ударная отвертка;
  • стробоскоп с адаптером;
  • ручной комбинированный насос (вакуум/давление);
  • тахометр;
  • тестер;
  • набор метчиков и лерок;
  • подъемный такелаж;
  • приспособления для демонтажа тормозных пружин;
  • напольный гаражный домкрат. Полный перечень специальных при­способлений и их назначение приведе­но в Приложении к настоящему Руко­водству.