Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БМВ Х5 Е53

Регулировка фаз газораспределения двигателя

Регулировке фаз газораспределения распределительных валов должна предшествовать проверка фаз газо­распределения.

Внимание!

В процессе проведения работ не допускать проворачивание вала двигателя в обратную сторону (против часовой стрелки).

Регулировку фаз газораспределения распределительных валов двигателя BMW X5 E53 необходимо проводить в следующем порядке. Приготовить приспособления «00.9.250», «11.2.300», «11.3.240», «11.3.244», «11.3.292», «11.4.220» и «11.6.150». Установить коленчатый вал в положение ВМТ окончания такта сжатия первого цилиндра. При этом вершины кулачков распределительных валов должны быть обращены друг к другу (штрих пунктирные линии, см. рис. 3.106).Рис. 3.106. Положение кулачков

  • Заблокировать коленчатый вал при­способлением «11.2.300» (см. рис. 3.122), которое перед вращением вала двигателя или его пуском не­обходимо удалить.Рис. 3.122. Приспособление 11.2.300
  • Вывернуть установочные шпильки (стрелки, см. рис. 3.121) и снять ис­полнительный узел системы Q-VANOS. Рис. 3.121. Установочные шпилькиОтжать верхний натяжитель (14, см. рис. 3.15) вторичной цепи вниз и за­блокировать его с помощью приспо­собления «11.3.292».
Рис. 3.15. Механизм системы D-VANOS
1, 16—гайка (М6); 2,23 — колесо импульсного датчика; 3—тарельчатая пружина; 4— упорный диск; 5,18-шлице- вой вал; 6 —болт Т (М6х20); 7,13, 20— звездочка; 8 — болт Т (М7х18); 9 — болт (М6х40); 10 — болт (М6х16); 11 — зубчатая втулка; 12,21—штифт; 14 — натяжитель; 15— болт (М6х55); 17—шайба; 19 — направляющая; 22 — упорный диск

 

  • Отвернуть ци­линдр (1, см. рис. 3.123) и снять ци­линдр плунжера натяжителя цепи ГРМ, при этом учесть, что цилиндр поршня находиться под значительным давлением пружины (3).

    Рис. 3.123. Натяжитель цепи
    1 — цилиндр; 2 — уплотнительное кольцо; 3 — пружина; 4 — плунжер
  • Вставить приспособление «11.4.220» (см. рис. 3.117) и установить регули­ровочный винт в плотную к планке натяжителя. Рис. 3.117. Приспособление 11.4.220Ослабить болты (3 шт., 8, см. рис. 3.15) на полоборота. Ос­лабить гайки (1, 3 шт.) на два оборота, а гайки (16, 3 шт., 3) на один оборот.

    Рис. 3.15. Механизм системы D-VANOS
    1, 16—гайка (М6); 2,23 — колесо импульсного датчика; 3—тарельчатая пружина; 4— упорный диск; 5,18-шлице- вой вал; 6 —болт Т (М6х20); 7,13, 20— звездочка; 8 — болт Т (М7х18); 9 — болт (М6х40); 10 — болт (М6х16); 11 — зубчатая втулка; 12,21—штифт; 14 — натяжитель; 15— болт (М6х55); 17—шайба; 19 — направляющая; 22 — упорный диск

Внимание!

Шлицевой вал (5, 18) очень легко выскальзывает на зубчатого заце­пления.

  • Осторожно вытащить шлицевой вал (18) впускного распределительного вала настолько, чтобы снаружи был виден приблизительно 1 мм зубчато­го венца. Осторожно вытащить шли­цевой вал (5, см. рис. 3.15) выпуск­ного распределительного вала до упора.
  • Установить приспособление «11.3.244» на приспособление «11.3.240» и за­фиксировать их болтом, ввернутом в резьбовое отверстие свечи зажига­ния (см. рис. 3.109).Рис. 3.109. Приспособление 11.3.240
  • Отжать верхний натяжитель вторич­ной цепи вниз и снять приспособле­ние «11.3.292».
  • Предварительно натянуть планку на­тяжного устройства с помощью при­способление «11.4.220», вворачивая регулировочный болт приспособле­нием «00.9.250» (см. рис. 3.117) или обычным динамометрическим клю­чом, приложив момент 0,7 Н.м (0,07 кгс.м).Рис. 3.117. Приспособление 11.4.220
  • Прижать колесо (2, см. рис. 3.15) датчика положения распределитель­ного вала, создать небольшое натя­жение тарельчатой пружины (3) и подтянуть гайки (1, 3 шт.) только от руки.

    Рис. 3.15. Механизм системы D-VANOS
    1, 16—гайка (М6); 2,23 — колесо импульсного датчика; 3—тарельчатая пружина; 4— упорный диск; 5,18-шлице- вой вал; 6 —болт Т (М6х20); 7,13, 20— звездочка; 8 — болт Т (М7х18); 9 — болт (М6х40); 10 — болт (М6х16); 11 — зубчатая втулка; 12,21—штифт; 14 — натяжитель; 15— болт (М6х55); 17—шайба; 19 — направляющая; 22 — упорный диск
  • Удалить уплотнение, очистить и обезжирить уплотняемую поверх­ность торца головки блока цилинд­ров. Проверить центрирующие втул­ки (2 и 7, см. рис. 3.4) на отсутст­вие повреждений и правильность установки.
Рис. 3.4. Головка блок цилиндров
1 — головка блока цилиндров; 2,7 — центрирующая втулка; 3,8—резьбовая пробка (М8х1); 4 — крышка (?28); 5—шпилька (М6х30); 6 —шпилька (М6х60); 9—шпилька (М6×28); 10 — болт (М8×28); 11—держатель жгута; 12 — проставка; 13—уплотнитель; 14,30 — крышка; 15—гайка самоблок.; 16—гайка (М7); 17—шпилька (М7×95); 18, 20 — центр, втулка (?9,5); 19—опорная планка; 21 — болт Т (М6×50); 22—болт Т (М6×70); 23—болт 7 (М6×100): 24 — резьбовая пробка с уплотнительным кольцом (М12×1,5×26); 25—болт; 26,35—уплотнительное кольцо; 27—шпилька (М7×39); 28 — шпилька (М7/6×29,5); 29 — резьбовая пробка (М18×1,5); 31 — направляющая втулка; 32—болт головки (М10×110); 33—прокладочная шайба; 34 —крышка (?22); 36 — резьбовая пробка (М10×1,0); 37—крышка (?18); 38 — шпилька (М7×55); 39—датчик; 40—седло вып. клапана; 41 — седло вп. клапана; 42—шпилька (М6×25); 43—уплотнительная прокладка; 44—обратный клапан

 

  • Установить приспособле­ние «11.6.150» (см. рис. 3.118) только на чистую поверхность и навернуть гайки (стрелки) от руки. Рис. 3.118. Приспособление 11.6.150Равномерно затянуть гайки крепления так, чтобы приспособление плотно прилегало к головке блока цилиндров по всей поверхности.Ввернуть болты (8, 3 шт., см. рис. 3.15) на стороне выпуска и затянуть их моментом 5,0 Н.м (0,5 кгс.м) до платного прилегания.
    Рис. 3.15. Механизм системы D-VANOS
    1, 16—гайка (М6); 2,23 — колесо импульсного датчика; 3—тарельчатая пружина; 4— упорный диск; 5,18-шлице- вой вал; 6 —болт Т (М6х20); 7,13, 20— звездочка; 8 — болт Т (М7х18); 9 — болт (М6х40); 10 — болт (М6х16); 11 — зубчатая втулка; 12,21—штифт; 14 — натяжитель; 15— болт (М6х55); 17—шайба; 19 — направляющая; 22 — упорный диск

    Завернуть гай­ки (1, 3 шт.) на стороне выпуска и гайки (16, 3 шт.) на стороне впус­ка и затянуть их моментом 5,0 Н.м (0,5 кгс.м) до плотного прилегания. Затянуть болты (8, 3 шт.) на стороне выпуска, первоначально моментом 5,0 Н.м (0.05 кгс.м), а затем довер­нуть моментом 20 Н.м (2,0 кгс.м). Завернуть гайки (1, 3 шт.) на сторо­не выпуска и гайки (16, 3 шт.) на стороне впуска моментом 10 Н.м (1,0 кгс.м).

  • Оттянуть приспособление «11.2.300» назад настолько, чтобы освободить (разблокировать) маховик. Снять при­способления «11.3.244» и «11.3.240» (см. рис. 3.109).Рис. 3.109. Приспособление 11.3.240 Провернуть коленча­тый вал на два полных оборота по часовой стрелке (720°) и проверить положение вершин кулачков распре­делительных валов первого цилиндра (штрих-пунктирная линия, см. рис. 3.106), они должны быть обращены друг к другу.

Рис. 3.106. Положение кулачков

  • Установить приспособление «11.2.300» (рис. 3.122), чтобы забло­кировать маховик в положение ВМТ поршня первого цилиндра окончания такта сжатия.

Внимание!

Не допускать проворачивания двигателя BMW X5 E53 в обратную сторону. Перед проворачиванием и пуском двигателя снять приспособление «11.2.300».


  • Установить приспособление «11.3.240» на распределительные валы (см. рис. 3.119). Рис. 3.119. Положение приспособления 11.3.240Несмотря на правильность ре­гулировки распределительных валов, приспособление «11.3.240» (стрелки) может выступать на величину до 1 мм относительно стороны впуска из-за допусков изготовления узлов системы D-VANOS и зазора в зубчатом зацеп­лении. Приспособление «11.3.240» не должно выступать относительно сторо­ны выпуска, при этом следует заново отрегулировать фазы газораслределения.
  • Ослабить натяжение цепи и снять приспособление «11.4.220» (см. рис. 3.117). Рис. 3.117. Приспособление 11.4.220Установить цилиндр плунжера натяжителя цепи (см. рис. 3.123).

    Рис. 3.123. Натяжитель цепи
    1 — цилиндр; 2 — уплотнительное кольцо; 3 — пружина; 4 — плунжер
  • Снять приспособление «11.2.300» (см. рис. 3.122), чтобы разблокиро­вать маховик. Рис. 3.122. Приспособление 11.2.300Снять приспособле­ние «11.6.150» (см. рис. 3.118). Рис. 3.118. Приспособление 11.6.150Уста­новить на место исполнительный узел системы D-VANOS. Установить на место ранее снятые элементы в двигательном отсеке. Проверить и восстановить уровень охлаждаю­щей жидкости и масла. Запустить двигатель и проверить герметич­ность соединений, уровень масла и охлаждающей жидкости, совер­шить пробную поездку.