Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БМВ Х5 Е53

Замена уплотнительной прокладки головки блока цилиндров

Одной из часто встречающихся причин для снятия головки блока цилиндров двигателя является повреждение уплотнительной прокладки (43, см. рис. 3.4) между головкой (1) и блоком цилиндров.

Рис. 3.4. Головка блок цилиндров
1 — головка блока цилиндров; 2,7 — центрирующая втулка; 3,8—резьбовая пробка (М8х1); 4 — крышка (?28); 5—шпилька (М6х30); 6 —шпилька (М6х60); 9—шпилька (М6×28); 10 — болт (М8×28); 11—держатель жгута; 12 — проставка; 13—уплотнитель; 14,30 — крышка; 15—гайка самоблок.; 16—гайка (М7); 17—шпилька (М7×95); 18, 20 — центр, втулка (?9,5); 19—опорная планка; 21 — болт Т (М6×50); 22—болт Т (М6×70); 23—болт 7 (М6×100): 24 — резьбовая пробка с уплотнительным кольцом (М12×1,5×26); 25—болт; 26,35—уплотнительное кольцо; 27—шпилька (М7×39); 28 — шпилька (М7/6×29,5); 29 — резьбовая пробка (М18×1,5); 31 — направляющая втулка; 32—болт головки (М10×110); 33—прокладочная шайба; 34 —крышка (?22); 36 — резьбовая пробка (М10×1,0); 37—крышка (?18); 38 — шпилька (М7×55); 39—датчик; 40—седло вып. клапана; 41 — седло вп. клапана; 42—шпилька (М6×25); 43—уплотнительная прокладка; 44—обратный клапан

Признаками повреждения являются:
— потеря мощности;
— падения уровня охлаждающей жидкости;
— падения уровня масла;
— наличие охлаждающей жидкости в масле;
— наличие масла в охлаждающей жидкости;
— вспенивание охлаждающей жидкости;
— отсутствие компрессии в смежных цилиндрах.

Замена уплотнительной прокладки головки блока цилиндров BMW X5 E53 включает в себя три этапа — снятие головки блока цилиндров, замену уплотнительной прокладки и установку головки блока цилиндров.

Снятие головки блока цилиндров двигателя необходимо проводить в следующем порядке. Приготовить приспособление «00.9.120».

Приспособление 00.9.120

Снять оба выпускных коллектора ОГ и корпус воздушного фильтра вместе с измерителем расхода воздуха.

• Снять крышку головки блока цилиндров и вывернуть все свечи зажигания. Снять впускной коллектор, слить охлаждающую жидкость, вывернув пробку на блоке цилиндров двигателя. Отсоединить трубопроводы системы охлаждения и снять корпус термостата.

• вывернуть пустотелый болт (29, см. рис. 3.63) и отсоединить напорный маслопровод исполнительного узла системы газораспределения D-VANOS.

Рис. 3.63. Крышка головки блока цилиндров
Рис. 3.63. Крышка головки блока цилиндров: 1, 19 — заглушка; 2—гайка; 3—защитный кожух; 4 — накладка; 5, 28, 31, 33, 39—уплотнительное кольцо; 6, 23 — штифт установочный; 7—резинометаллический шарнир; 8, 9 — колпачковая гайка; 10 — шайба прокладочная; 11—уплотнитель; 12, 13, 14 — профильная прокладка; 15, 37—кольцо уплотнительное (17×3); 16, 35—датчик распределительного вала; 17, 34 — болт (М6х16); 18 — болт прецизионный; 20 — пробка с уплотнительным кольцом; 21 — гака фланца; 22—крепление; 24 — гайка М6; 25—перемычка «массы»; 26 — болт (М6х10); 27—гайка М8; 29, 32—пустотелый болт; 30—маслопровод; 36—ЭМК; 37—кольцо (17×3); 38 — поршень; 39—пружина; 40 — головка блока цилиндров; 41 — уплотнитель металлический; 42—исполнительный узел; 43—крышка маслоналивной горловины; 44 — крышка головки

• Снять исполнительный узел системы D-VANOS. Снять распределительные валы вместе с опорными планками (19, см. рис. 3.4) подшипников.

Рис. 3.4. Головка блок цилиндров
Рис. 3.4

Вывернуть вертикальные болты крепления крышки ГРМ к головке блока цилиндров (стрелки, рис. 3.67).

Рис. 3.67. Крепление крышки ГРМ
• Вывернуть болты крепления верхней направляющей (9,10,15, см. рис. 3.13) цепи.

Рис. 3.13. Привод ГРМ
1— коленчатый вал; 2,8,14,15—звездочка; 3—планка натяжителя; 4 — поршень; 5—пружина; 6 — уплотнитель¬ное кольцо; 7—болт крышки; 9,16 — цепь; 10,12—болт планки; 13 — шпонка; 17—выпускной распредвал; 18 — впускной распредвал; 19 — гидротолкатель; 20 — сухари клапана; 21 — верхняя тарелка; 22—пружина; 23 — нижняя тарелка; 24 — маслосъемный колпачок; 25 — впускной клапан; 26 — выпускной клапан

Вывернуть болты крепления головки блока цилиндров от краев к середине в последовательности 14-1 (рис. 3.68) и снять головку блока цилиндров.

Рис. 3.68. Крепление головки блока
Замену уплотнительной прокладки (43, см. рис. 3.4) необходимо проводить в следующем порядке. Снять старую уплотнительную прокладку, дальнейшему использованию она не подлежит.

Рис. 3.4. Головка блок цилиндров
Рис.3.4

• Очистить уплотнительные (стыковочные) поверхности на крышке ГРМ, головке и блоке цилиндров двигателя, используя для этой цели только шабер из твердой древесины (дуб, граб, бук). При этом проследить за тем, чтобы остатки уплотнения не лопали в каналы подачи воздуха, масла и охлаждающей жидкости.

• Для удаления следов жидкости (масла), продуть сжатым воздухом резьбовые отверстия в блоке цилиндров и головке блока цилиндров двигателя. Наличие жидкости ведет к появлению трещин и неправильному определению момента затяжки.

• Проверить центрирующие втулки (стрелки, рис. 3.69) на отсутствие повреждений и правильности их установки.

Рис. 3.69. Центрирующие втулки
• На стыки с крышкой ГРМ нанести сохраняющую эластичность уплотнительную массу типа Drei Bond 1209. Заменить уплотнительную прокладку головки блока цилиндров, установив ее на центрирующие втулки.
Внимание!

Дли головки блока цилиндров прошедшей обработку уплотняемой поверхности установить более толстую (на 0,3 мм) уплотнительную прокладку.

Установку головки блока цилиндров проводить в следующем порядке. Слегка смазать маслом для двигателя поверхность прилегания шайб и резь­бу новых болтов крепления головки блока цилиндров двигателя.

  • Вставить новые болты крепления го­ловки блока цилиндров и затянуть их от руки, крест-накрест, начиная от середины и перемещаясь к кра­ям двигателя. Используя манометри­ческий ключ и приспособление «00.9.120»,
    Приспособление 00.9.120
    Приспособление 00.9.120

    затянуть новые болты крепления головки блока цилиндров в последовательности 1—14 (см. рис. 3.68) в три последовательных приема:Рис. 3.68. Крепление головки блока

  • первый, затянуть моментом 40 Н.м (4,0 кгс.м);
  • второй, довернуть на угол 90°;
  • третий, довернуть еще на угол 90°.
  • Установить верхнюю направляющую цепи. Вставить болты и затянуть резьбовые соединения крышки ГРМ с головкой блока цилиндров. Устано­вить распределительные валы.
  • Установить исполнительный узел системы Doppel-VANOS, пустотелый болт (М 14×1,5) маслопровода затя­нуть моментом 32 Н.м (3,2 кгс.м).при этом заменить его уплотнительные кольца.
  • Собрать двигатель, при этом заменить прокладку болта (М14х1,5) сливного отверстия блока цилиндров двигателя, и затянуть его моментом 25 Н.м (2,5 кгс.м). Заполнить систему охлаждения, прокачать ее и проверить на герметичность.