Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БМВ Х5 Е53

Замена вкладышей коренных подшипников коленчатого вала

Замену вкладышей коренных подшип­ников коленчатого вала BMW X5 E53 необходимо проводить в следующем порядке. При­готовить приспособление «00.2.590», «00.9.120» и «11.2.110».

Приспособление 00.2.590
Приспособление 00.2.590

 

Приспособление 00.9.120
Приспособление 00.9.120

Снять и разо­брать двигатель. Выполнить работы по подразделу «Замена коленчатого ва­ла». Обратить внимание на ремонтную маркировку коленчатого вала (12, см. рис. 3.10).

Рис. 3.10. Коленчатый вал
1 — болт; 2—прокладочная шайба; 3—демпфер; 4 — звездочка; 5, 10 — вкладыш подшипника; 6, 9 — вкладыш упорного подшипника; 7—зубчатое колесо; 8 — стопорный болт; 11— шпонка; 12 — метка вала
  • В нижней части блока цилиндров двигателя, между постелями корен­ных подшипников на двух болтах ус­тановлены форсунки (8, см. рис. 3.3) для охлаждения поршней.

    Рис. 3.3. Блок цилиндров
    1 — блок цилиндров; 2—резьбовая пробка (М14х1,5); 3— уплотнительное кольцо; 4 — центрирующая втулка (?13,5); S — щиток; 6, 30 — центрирующая втул¬ка (?10.5); 7, 8 — форсунка; 9 — болт (М6х16); 10 — заглушка; 11 — крышка; 12 — центрирующая втулка(?14,5); 13 — уплотнитель: 14 — крышка сальника; 15,16 — болт (М8×32); 17—сальник; 18 — центрирующая втулка (?10,5); 19—болт (М8×22); 20 — успокоитель уровня масла; 21 — болт (М6х12); 22—кольцо круглого сечения (17×3); 23 —датчик коленчатого вала; 24 — болт (М6×16); 25—шпилька (М8×35); 26 — шпилька (М10×40); 27—болт (М8×22); 28—промежу¬точная вставка; 29—резьбовая пробка (М24×1,5); 30—центрирующая втулка (?13,5); 31—датчик детонации; 32 —болт (М8×30); 33 —болт (М10×92); 34 — резьбовая пробка (М14×1,5); 35, 36 — шпилька крышки

 

  • Снять старые вкладыши коренных подшипников из пастелей картера блока цилиндров. Установить в блок цилиндров вкладыши (5, см. рис. 3.10) коренных подшипников с жел­той меткой и канавками для подво­да масла и одним удерживающим выступом. Вложить в крышки корен­ных подшипников вкладыши (10, см. рис. 3.10) без канавки для подвода масла и двумя удерживающими вы­ступами.

    Рис. 3.10. Коленчатый вал
    1 — болт; 2—прокладочная шайба; 3—демпфер; 4 — звездочка; 5, 10 — вкладыш подшипника; 6, 9 — вкладыш упорного подшипника; 7—зубчатое колесо; 8 — стопорный болт; 11— шпонка; 12 — метка вала
  • Центрирующий (упорный) подшипник коленчатого вала установлен на опоре №6. Вкладыш (6, см. рис. 3.10) с упорным буртиком (выступом) и отверстием установить в блок цилиндров.

Примечание.

Цветовая маркировка вкладышей в крышках коренных подшипни­ков должна соответствовать мар­кировки коленчатого вала.

  • Уложить коленчатый вал в постели картера блока цилиндров. Вкладыши подшипников имеют желтую, зеленую и белую маркировку (стрелка, рис. 3.89).
    Рис. 3.89. Маркировка вкладышей
    1 — вкладыш простой; 2 — центрирующий вкладыш

    При установке вкладыша обра­тить внимание на ремонтный размер шейки коренного подшипника.

     

  • Крышки подшипников 1-5 имеют маркировку на стороне выпуска (стрелка, рис. 3.90). Рис. 3.90. Маркировка крышки подшипникаКрышки подшипников 6 и 7 не имеют маркировки. Крышка подшипника 6 является упорным подшипником.
  • Проверить радиальный зазор коренных подшипников BMW X5 E53, для этого уложить чистый, сухой коленчатый вал и зафиксировать его. Маркировка коленчатого вала и вкладышей коренного подшипника должны совпадать. Установить приспособление «00.2.590» (Plastigage Тур PG1) — пластиковая калибровочная проволока (темная стрелка, см. рис. 3.92).Рис. 3.92. Величина радиального зазора
  • Установить крышки коренных подшипников таким образом, чтобы направляющие шлицы вкладышей подшипников находились на одной стороне (стрелки, рис. 3.91).
    Рис. 3.91. Крышка коренного подшипника
  • Выровнять крышки подшипников с постелью по боковой плоскости. Продуть глухие отверстия сжатым воздухом, наличие влаги и загрязнения не допустимо. Затянуть все болты крепления крышек коренных подшипников в два приема:
    — первый, моментом 20 Н.м (2.0 кгс.м);
    — второй, довернуть на угол 70°.
    При затяжке крышек в процессе проверки зазора, использовать снятые ранее болты. Величину угла поворота болта определять с использованием приспособления «00.9.120».

    Приспособление 00.9.120
    Приспособление 00.9.120
  • Снять крышки коренных подшипников и измерить величину радиального зазора в коренных подшипниках непосредственно на шейки вала (стрелка, рис. 3.92), по ширине сплющенной калиброванной проволоки. Рис. 3.92. Величина радиального зазораПри этом использовать измерительную шкалу упаковки калибровочной проволоки. Величина радиального зазора подшипников коленчатого вала должна находиться в пределах 0,020—0,058 мм.
  • При необходимости, для корректировки зазора в подшипнике, следует использовать новые вкладыши, с другой цветовой маркировкой. Используя спирт, удалить калибровочную проволоку с шейки коленчатого вала.
  • Смазать шейки коленчатого вала и вкладыши коренных подшипников маслом для двигателя. Установить крышки коренных подшипников таким образом, чтобы направляющие шлицы вкладышей находились с одной стороны (см. рис. 3.91).Рис. 3.91. Крышка коренного подшипника Выровнять крышки подшипников с постелью по боковой поверхности. Продуть глухие отверстия сжатым воздухом, наличие влаги и загрязнения не допустимо. Установить промежуточные вставки и наживить болты (27, см. рис.3.3) их крепления.

    Рис. 3.3. Блок цилиндров
    1 — блок цилиндров; 2—резьбовая пробка (М14х1,5); 3— уплотнительное кольцо; 4 — центрирующая втулка (?13,5); S — щиток; 6, 30 — центрирующая втул¬ка (?10.5); 7, 8 — форсунка; 9 — болт (М6х16); 10 — заглушка; 11 — крышка; 12 — центрирующая втулка(?14,5); 13 — уплотнитель: 14 — крышка сальника; 15,16 — болт (М8×32); 17—сальник; 18 — центрирующая втулка (?10,5); 19—болт (М8×22); 20 — успокоитель уровня масла; 21 — болт (М6х12); 22—кольцо круглого сечения (17×3); 23 —датчик коленчатого вала; 24 — болт (М6×16); 25—шпилька (М8×35); 26 — шпилька (М10×40); 27—болт (М8×22); 28—промежу¬точная вставка; 29—резьбовая пробка (М24×1,5); 30—центрирующая втулка (?13,5); 31—датчик детонации; 32 —болт (М8×30); 33 —болт (М10×92); 34 — резьбовая пробка (М14×1,5); 35, 36 — шпилька крышки
  • Смазать маслом для двигателя новые болты крепления крышек коренных подшипников, заводское покрытие болтов не смывать. Установить и наживить от руки болты крепления крышек коренных подшипников. Затянуть болты крепления промежуточных вставок из листовой стали.• Установить новые (смазанные) болты крепления крышек коренных подшипников и затянуть их моментом 20 Н.м (2.0 кгс.м). Ослабить крепления крышки упорного коренного подшипника №6. Постучать сзади и спереди по торцу коленчатого вала киянкой или пластиковым молотком, чтобы отцентрировать упорный подшипник. Затянуть болты крепления крышки упорного коренного подшипника (№6) моментом 20 Н.м (2,0 кгс.м). Довернуть все болты крепления крышек коренных подшипников на угол 70° , с помощью приспособления «00.9.120».
    Проверить величину осевого зазора коленчатого вала (см. рис. 3.87), которая должна быть в пределах 0,080—0,163 мм. Рис. 3.87. Осевой зазорВ случае превышения допустимого осевого зазора проверить и, при необходимости, заменить — вкладыш упорного подшипника, коленчатый вал и блок-картер двигателя.