Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БМВ Х5 Е53

Замена поршней

Внимание!

Поршни и поршневые пальцы по­добраны в пару, их нельзя раз­укомплектовывать.
Крышка подшипника шатунной шейки коленчатого вала обработа­на совместно с шатуном, их нельзя разукомплектовывать. Имеется мар­кировка по цилиндрам и направле­нию.

Маркировка шатуна и крышки подшипника должны располагать­ся на одной стороне и совпадать.
При сборке устанавливать порш­ни, шатуны и вкладыши подшип­ников на то же место и в том же положении.

При установке поршней в цилинд­ры, во избежания поломки порш­невых колец, не прилагать значи­тельных усилий.

Поршневой палец должен протал­киваться через втулку нажатием пальца и не иметь видимого зазо­ра с ней.

Замену поршней BMW X5 E53 необходимо проводить в следующем порядке. Приготовить при­способления «00.9.120»,  «11.2.110», «11.2.260», «11.2.470» и «11.3.480». Снять двигатель, головку блока цилиндров, поддон масляного картера, масляный насос и успокоитель уровня масла. От­вернуть болты и снять форсунки охлаж­дения поршней. Перед снятием порш­ней, при сильном масляном нагаре, уда­лить масляную пленку со стенок цилинд­ров в области огневого пояса.

  • Отвернуть болты (стрелки, рис. 3.98) и снять крышку шатунного подшип­ника.Рис. 3.98. Крышка шатунного подшипника
  • Установить на шатунные болты приспособления «11.3.460» (или «11.2.470») (см. рис. 3.100) и переместить шатун с поршнем в сторону головки блока цилиндров, вынуть данную сборку и снять приспособле­ния. Рис. 3.100. Совмещение шатуна и шейкиВынуть стопорное кольцо (6, см. рис. 3.11) и вытолкнуть поршне­вой палец.

    Рис. 3.11. Приводной диск и маховик
    1 — подшипник; 2, 11 — центрирующая втулка (?14,5); 3—штифт;
    4 — болт (М12х1,5х50); 5— маховик; 6—болт (М12×1,5×28); 7—ведомый диск; 8 — распорная шайба; 9 — зубчатый венец; 10—болт (М10х17,5)
  • Проверить техническое состояние поршней, пальцев, шатунов, вклады­шей подшипников и поршневых ко­лец, при необходимости заменить их. Перед установкой измерить номинальный зазор между поршнем и расточкой в блоке цилиндров, для чего:
    • замерить микрометром диаметр поршня на расстоянии «А» — 8,0 мм, от нижней кромки юбки в плоско­сти под углом 90° к оси поршнево­го пальца (5) и со смещением на 90° в горизонтальной плоскости;
    • замерить микрометром диаметр зеркала цилиндра в трех плоско­стях (вверху, середине и внизу) и вычислить среднее значение;
    • вычесть из величины среднего диа­метра цилиндра, диаметр поршня;
    • полученная величина номинального зазора должна находиться в преде­лах 0,01—0,04 мм, предельно до­пустимая величина, как критерий необходимого ремонта при износе деталей — 0,15 мм.
  • Поршневой палец должен проталки­ваться через втулку верхней головки шатуна нажатием пальца и не иметь видимого зазора и заедания. Со­брать шатун с поршнем так, чтобы маркировка шатуна была видна в подборе в пару, а стрелка на поршне показывала вправо (рис. 3.99), к крышке ГРМ.Рис. 3.99. Сборка поршня с шатуном
  • Установить стопорное кольцо порш­невого пальца таким образом, чтобы его замок располагался напротив выемки в поршне.
  • Установить приспособления «11.2.470» на шатунные болты.
    Приспособление 11.2.470
    Приспособление 11.2.470

    Слег­ка смазать маслом для двигателя поршни и поршневые кольца. Выста­вить поршневые кольца так, чтобы их замки располагались приблизи­тельно через 120° , при этом они не должны располагаться над бобыш­ками поршней.

  • Сжать поршневые кольца приспо­соблением «11.2.260» (стяжная лен­та), которое должна плотно приле­гать по всему периметру к поверх­ности поршня.

    Приспособление 11.2.260
    Приспособление 11.2.260
  • Установить поршни так, чтобы «стрелка» на головке (днище) порш­ня показывала в сторону привода ГРМ. Нажатием пальцев руки вве­сти поршень в цилиндр блока, не прилагать значительных усилий, из-за опасности поломки поршневых колец.
  • Совместить шатунную шейку колен­чатого вала и головку шатуна (рис. 3.100) и снять приспособление «11.2.470» (стрелки).Рис. 3.100. Совмещение шатуна и шейки
  • Заменить вкладыши шатунных под­шипников и смазать их маслом для двигателя. Установить крышку под­шипника таким образом, чтобы мет­ки («7», см. рис. 3.98) совпали на одной стороне номера их подбора в пару.Рис. 3.98. Крышка шатунного подшипника Вставить новые, чистые ша­тунные болты, слегка смазанные маслом для двигателя.
  • Используя приспособления «00.9.120» или «11.2.110» (динамометрический ключ с угломером), затянуть оба болта в три параллельных приема на каждом болте:
    • первый, затянуть моментом 5.0 Н.м (0,5 кгс.м);
    • второй, затянуть моментом 20 Н.м (2,0 кгс.м);
    • третий, довернуть на угол 70°.

      Приспособление 00.9.120
      Приспособление 00.9.120
  • Продолжить сборку двигателя в об­ратном порядке, при этом заменить болты крепление форсунок охлажде­ния поршней. Резьбовую часть бол­тов покрыть средством для их контровки.