Внимание!
Замену распределительных валов без использований специальных приспособлений проводить категорически запрещено, из-за возможной их поломки.
Замену распределительных валов можно проводить, не снимая двигатель с автомобиля. Последовательность снятия распределительных валов не имеет значение. Замене распределительных валов должно предшествовать измерение величин осевого и радиального зазоров, которые не должны выходить за пределы 0,15—0,33 мм и 0,02—0,054 мм соответственно.
Замену распределительного вала BMW X5 E53 необходимо проводить в следующем порядке. Приготовить приспособления «00.9.250», «11.2.300», «11.3.240», «11.3.244», «11.3.250», «11.3.260», «11.3.292», «11.4.220», «11.6.150» и «11.6.180». Снять крышку головки блока цилиндров. Вывернуть свечи зажигания. Установить коленчатый вал в положение ВМТ такта сжатия первого цилиндра (см. рис. 3.106) и заблокировать маховик, используя приспособление «11.2.300» (см. рис. 3.122).
Снять исполнительный узел системы D-VANOS.
- Отвернуть гайку (7, см. рис. 3.12) и снять цилиндр поршня натяжителя цепи ГРМ.
1, 2—компрессионное кольцо; 3— маслосъемное кольцо; 4 — поршень; 5—поршневой палец; в—стопорное кольцо (?22×1,5); 7—втулка верхней головки; 8—шатун; 9 — центрирующая втулка; 10 — вкладыш (голубой); 11 — вкладыш (красный); 12—крышка шатуна; 13—шатунный болт (47 мм) Учесть, что цилиндр поршня находиться под значительным давлением пружины. Отжать верхний натяжитель (14, см. рис. 3.13) вторичной цепи вниз и заблокировать его с помощью приспособления «11.3.292» (стержень).
1— коленчатый вал; 2,8,14,15—звездочка; 3—планка натяжителя; 4 — поршень; 5—пружина; 6 — уплотнитель¬ное кольцо; 7—болт крышки; 9,16 — цепь; 10,12—болт планки; 13 — шпонка; 17—выпускной распредвал; 18 — впускной распредвал; 19 — гидротолкатель; 20 — сухари клапана; 21 — верхняя тарелка; 22—пружина; 23 — нижняя тарелка; 24 — маслосъемный колпачок; 25 — впускной клапан; 26 — выпускной клапан Отвернуть гайки (1) и снять колесо (2) датчика положения распределительного вала. Снять тарельчатую пружину (3). Отвернуть гайки (16) на стороне впускного вала и снять шайбу (17).
- Вывернуть болты (8) на стороне выпускного вала и снять звездочки (7 и 20) цепного привода впускного и выпускного распределительных валов вместе с цепью (24) привода, упорным диском (4) и шлицевым валом (18).
Примечание.
Шлицевые валы (5 и 18) для стороны выпуска и стороны впуска одинаковы. Бывшие в эксплуатации шлицевые валы устанавливать строго на свои места.
- Снять шлицевой вал (5) с зубчатой втулкой (11). Вывернуть болты (9,10,15) и снять натяжитель (14) вторичной цепи. Вывернуть шпильки (12) и отсоединить звездочку (13) от приводной цепи ГРМ, оттянув ее вверх.
- Движением вперед, снять звездочку (13) привода ГРМ. Приводная цель остается над выпускным распределительным валом. Вывернуть шпильки (21) на стороне впускного вала и снять упорный диск (22). Снять колесо (23) датчика и сам датчик положения впускного распределительного вала.
Внимание!
Болты (рис. 3.102) в торцах распределительных валов не выворачивать.
Если распределительные валы снимаются с головни блока цилиндров установленной на двигателе, то необходимо выставить все поршни в среднее положение. Эго исключит контакт клапанов и поршней, т.к. ни один поршень не будет занимать положение ВМТ.
- Вывернуть установочные шпильки (стрелки, рис. 3.103)
- Оттянуть приспособление «11.2.300» (см. рис. 3.122) назад настолько, чтобы разблокировать маховик.
Приподнять приводную цепь ГРМ вверх и, удерживая ее в натянутом положении, закрепить проволочной скобой, чтобы исключить ее соскользование. Повернуть коленчатый вал за центральный болт на 30—40° против направления вращения вала, от точки нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ окончания такта сжатия.
Внимание!
Крышка подшипника впускного распределительного вала первого цилиндра центрируется с помощью вставных втулок. Во избежание перекоса впускного распределительного вала в опорной планке, отвернуть гайки и снять крышку первого подшипника.
- Установить приспособление «11.3.260» на головку блока цилиндров и закрепить его ботами (стрелки, рис. 3.104) установленными в отверстия свечей зажигания 1-го и 4-го цилиндров, момент затяжки болтов 25 Н.м (2,5 кгс.м).
- Закрепить крышки подшипников распределительного вала, повернув по часовой стрелке эксцентриковый вал (2) приспособления «11.3.260». Отвернуть все болты крепления крышек подшипников распределительного вала. Снять прижимное усилие с крышек подшипников, повернув эксцентриковый вал (2) приспособления «11.3.260» и снять приспособление с головки блока цилиндров.
- Снять все крышки подшипников, предварительно убедиться в наличии на них маркировки. При сборке они должны быть установлены на прежние места. Крышки подшипников распределительных валов выпускных клапанов имеют маркировку с «А1» по «А7», впускных клапанов с «Е1» по «Е7».
- Перед снятием головки блока цилиндров и клапанов необходимо предварительно снять планку в сборе с крышками подшипников распределительных валов и гидравлическими толкателями. Для исключения выпадения гидравлических толкателей установить приспособления «11.3.250», сверху на толкатели. Гидротолкатели следует устанавливать строго на свои места, поэтому при снятии пометить их маркером.
- Извлечь опорную планку в сборе вместе с цилиндрическими гидротолкателями. Проверить на износ места установки цилиндрических толкателей. Опорные планки имеют марки
ровку «А» (рис. 3.105) для выпускных клапанов и маркировку «Е» для впускных клапанов.
- При установке опорных планок (19, см. рис. 3.4) проследить за центрирующими втулками на шпильках крепления подшипников 2 и 7.
1 — головка блока цилиндров; 2,7 — центрирующая втулка; 3,8—резьбовая пробка (М8х1); 4 — крышка (?28); 5—шпилька (М6х30); 6 —шпилька (М6х60); 9—шпилька (М6×28); 10 — болт (М8×28); 11—держатель жгута; 12 — проставка; 13—уплотнитель; 14,30 — крышка; 15—гайка самоблок.; 16—гайка (М7); 17—шпилька (М7×95); 18, 20 — центр, втулка (?9,5); 19—опорная планка; 21 — болт Т (М6×50); 22—болт Т (М6×70); 23—болт 7 (М6×100): 24 — резьбовая пробка с уплотнительным кольцом (М12×1,5×26); 25—болт; 26,35—уплотнительное кольцо; 27—шпилька (М7×39); 28 — шпилька (М7/6×29,5); 29 — резьбовая пробка (М18×1,5); 31 — направляющая втулка; 32—болт головки (М10×110); 33—прокладочная шайба; 34 —крышка (?22); 36 — резьбовая пробка (М10×1,0); 37—крышка (?18); 38 — шпилька (М7×55); 39—датчик; 40—седло вып. клапана; 41 — седло вп. клапана; 42—шпилька (М6×25); 43—уплотнительная прокладка; 44—обратный клапан
Внимание!
Распределительные валы, подшипники и крышки подшипников, упорные диски, зубчатые венцы шлицевых валов и зубчатые втулки перед установкой смазать маслом для двигателя.
После установки распределительных валов и перед проворачиванием коленчатого вала против направления его вращения, для установим поршней в ВМТ, необходимо выдержать временной интервал от 5 мин (при Т = 20° С) до 30 мин (при Т = 100 С).
Установку распределительного вала BMW X5 E53 следует проводить в следующем порядке. Оттянуть цепь привода ГРМ вверх и установить выпускной распределительный вал. Уложить приводную цепь на выпускной распределительный вал, выдержать приведенные выше интервалы времени.
- Установить крышки подшипников согласно их маркировке (рис. 3.107), на свои прежние моста.
Крышки подшипников имеют метки на стороне выпуска:
— А1 — А7 для выпускного распределительного вала;
— Е1 — Е7 для впускного распределительного вала. - Установить валы так, чтобы вершины кулачков впускного и выпускного валов (рис. 3.106) первого цилиндра показывали друг на друга (пунктирная линия), симметрично по своим углам.
- Установить приспособление «11.3.260» (см. рис. 3.104) на головку блока, как описано выше.
Повернуть эксцентриковый вал и прижать крышки подшипников распределительного вала. Затянуть болты (М7) крепления крышек моментом 14 Н.м (1,4 кгс.м) и снять приспособление «11.3.260».
- Выставить распределительные валы с помощью доработанного гаечного ключа, срезаны губки (рис. 3.108).
Ключ устанавливать на шестигранник (стрелка).
- Установить приспособление «11.3.240» (рис. 3.109) на распределительные валы в районе шестого цилиндра.
Отрегулировать положение распределительных валов таким образом, чтобы приспособление плотно прилегало к головке блока цилиндров, без зазора. Установить приспособление «11.3.244» на приспособление «11.3.240» и зафиксировать его болтом, ввернутом в отверстие для свечи зажигания.
- Оттянуть приводную цепь ГРМ вверх и удерживать в натянутом состоянии. Вернуть поршень первого цилиндра в положение ВМТ окончания такта сжатия, вращая коленчатый вал по часовой стрелке. Заблокировать коленчатый вал в положение ВМТ конца такта сжатия с помощью приспособления «11.2.300».
Внимание!
Перед пуском двигателя проконтролировать удаление приспособления «11.2.300».
- Установить колесо (23, см. рис. 3.13) датчика положения впускного распределительного вала.
1— коленчатый вал; 2,8,14,15—звездочка; 3—планка натяжителя; 4 — поршень; 5—пружина; 6 — уплотнитель¬ное кольцо; 7—болт крышки; 9,16 — цепь; 10,12—болт планки; 13 — шпонка; 17—выпускной распредвал; 18 — впускной распредвал; 19 — гидротолкатель; 20 — сухари клапана; 21 — верхняя тарелка; 22—пружина; 23 — нижняя тарелка; 24 — маслосъемный колпачок; 25 — впускной клапан; 26 — выпускной клапан Поставить упорный диск (22) на впускной распределительный вал и затянуть болты-шпильки (21, 3 шт.) моментом 20 Н.м (2.0 кгс.м).
- Установить приводную цепь ГРМ на звездочку (13) таким образом, чтобы метка (светлый треугольник) на звездочке (стрелки, рис. 3.110) была обращена к верхней плоскости головки блока цилиндров двигателя.
- Установить приспособление «11.4.220» (рис. 3.111) в отверстие в головке блока цилиндров и ввернуть регулировочный болт до его касания цепи, не натягивая при этом саму приводную цепь.
- Проверить положение метки (светлого треугольника, см. рис. 3.110) на звездочке относительно верхней плоскости головки блока цилиндров, при необходимости снять и снова установить звездочку.
- Ввернуть в упорный диск выпускного распределительного вала шпильки (12, 3 шт., см. рис. 3.13) и затянуть их моментом 20 Н.м (2.0 кгс.м). Установить натяжитель (14) вторичной цепи и затянуть болты (9,10,15) его крепления.
1— коленчатый вал; 2,8,14,15—звездочка; 3—планка натяжителя; 4 — поршень; 5—пружина; 6 — уплотнитель¬ное кольцо; 7—болт крышки; 9,16 — цепь; 10,12—болт планки; 13 — шпонка; 17—выпускной распредвал; 18 — впускной распредвал; 19 — гидротолкатель; 20 — сухари клапана; 21 — верхняя тарелка; 22—пружина; 23 — нижняя тарелка; 24 — маслосъемный колпачок; 25 — впускной клапан; 26 — выпускной клапан - Установить зубчатую втулку (11) и выровнять ее на распределительном валу таким образом, чтобы разрыв между зубьями располагался друг над другом. Установить шлицевой вал (5) и выровнять его штифт таким образом, чтобы он совладал с разрывом между зубьями распределительного вала и зубчатой втулки (11). Установить шлицевой вал (5) так, чтобы продольные отверстия зубчатой втулки (11) были симметричны резьбовым отверстиям.
- Вложить звездочки с приводной цепью в приспособление «11.6.180» (рис. 3.112), установить разрыв между зубьями на звездочке цепного привода впускного распределительного вала, как показано на фрагменте рисунка.
Внимание!
Запрещено изменять положение звездочек относительно цепи при извлечении их из приспособления «11.6.180».
- Не изменяя положения, извлечь цепь со звездочками из приспособления «11.6.180» и установить их таким образом, чтобы разрывы между зубьями на стороне впуска находились друг напротив друга (стрелки, рис. 3.113).
- Отрегулировать положение цепи со звездочками таким образом, чтобы промежутки между зубьями на стороне впуска находились точно друг над другом (стрелки, рис. 3.114).
- Установить шлицевой вал (1, рис. 3.114) так, чтобы были состыкованы штифт шлицевого вала (1) с разрывом между зубьями распределительного вала и звездочки.
- Вставить шлицевой вал (1) так, чтобы снаружи осталось приблизительно около 1 мм зубчатого венца. Установить шайбу (17, см. рис. 3.13) так, чтобы была видна надпись «FRONT», поставить гайки (16, 3 шт.) и завернуть их от руки. Вставить болты (8, 3 шт.) на стороне выпуска, ввернуть их до плотного прилегания, моментом около 5,0 Н.м (0,5 кгс.м) и ослабить на пол оборота. Установить упорный диск (4) и тарельчатую пружину (3) так, чтобы индекс «F» был виден.
Примечание.
Если индекс «F» в процессе эксплуатации стерся, то тарельчатую пружину (3) установить так, чтобы она была обращена большим диаметром к звездочке привода, а меньшим диаметров — в сторону колеса датчика положения распределительного вала.
- Установить колесо (1, см. рис. 3.116) датчика положения распределительного вала таким образом, чтобы светлый треугольник на колесе была обращена к верхней плоскости головки блока цилиндров.
- Навернуть гайки (3 шт., стрелки по окружности) и завернуть их от руки, не затягивая окончательно. Вытянуть шлицевой вал (5, см. рис. 3.15) вперед до упора.
1, 16—гайка (Мб); 2,23 — колесо импульсного датчика; 3—тарельчатая пружина; 4— упорный диск; 5,18-шлице- вой вал; 6 —болт Т (М6х20); 7,13, 20— звездочка; 8 — болт Т (М7х18); 9 — болт (М6х40); 10 — болт (М6х16); 11 — зубчатая втулка; 12,21—штифт; 14 — натяжитель; 15— болт (М6х55); 17—шайба; 19 — направляющая; 22 — упорный диск Слегка отжать верхний натяжитель вторичной цепи вниз и снять приспособление «11.3.292» (блокиратор). Используя приспособление «11.4.220» (рис. 3.117), предварительно натянуть планку натяжного устройства, вворачивая регулировочный болт приспособление «00.9.250» или обычным динамометрическим ключом с моментом 0,7 Н.м (0,07 кгс.м).
- Прижать колесо (2, см. рис. 3.15) датчика положения выпускного распределительного вала, создав небольшое натяжение тарельчатой пружины (3) и подтянуть гайки (8. 3 шт.) только от руки. Проверить центрирующие втулки (2,7 см. рис. 3.4) на отсутствие повреждений и правильностъ установки.
1 — головка блока цилиндров; 2,7 — центрирующая втулка; 3,8—резьбовая пробка (М8х1); 4 — крышка (?28); 5—шпилька (М6х30); 6 —шпилька (М6х60); 9—шпилька (М6×28); 10 — болт (М8×28); 11—держатель жгута; 12 — проставка; 13—уплотнитель; 14,30 — крышка; 15—гайка самоблок.; 16—гайка (М7); 17—шпилька (М7×95); 18, 20 — центр, втулка (?9,5); 19—опорная планка; 21 — болт Т (М6×50); 22—болт Т (М6×70); 23—болт 7 (М6×100): 24 — резьбовая пробка с уплотнительным кольцом (М12×1,5×26); 25—болт; 26,35—уплотнительное кольцо; 27—шпилька (М7×39); 28 — шпилька (М7/6×29,5); 29 — резьбовая пробка (М18×1,5); 31 — направляющая втулка; 32—болт головки (М10×110); 33—прокладочная шайба; 34 —крышка (?22); 36 — резьбовая пробка (М10×1,0); 37—крышка (?18); 38 — шпилька (М7×55); 39—датчик; 40—седло вып. клапана; 41 — седло вп. клапана; 42—шпилька (М6×25); 43—уплотнительная прокладка; 44—обратный клапан Удалить остатки от уплотнений, очистить и обезжирить уплотняемую поверхность торца головки.
- Установить приспособление «11.6.150» (рис. 3.118) только на чистую поверхность и навернуть гайки (5 шт., стрелки) от руки.
Равномерно завернуть гайки крепления приспособления так, чтобы оно плотно прилегало к головке блока цилиндров по всей поверхности.
- Ввернуть болты (8, 3 шт., см. рис. 3.15) на стороне выпуска и затянуть их моментом 5,0 Н.м (0,5 кгс.м) до плотного прилегания.
1, 16—гайка (Мб); 2,23 — колесо импульсного датчика; 3—тарельчатая пружина; 4— упорный диск; 5,18-шлице- вой вал; 6 —болт Т (М6х20); 7,13, 20— звездочка; 8 — болт Т (М7х18); 9 — болт (М6х40); 10 — болт (М6х16); 11 — зубчатая втулка; 12,21—штифт; 14 — натяжитель; 15— болт (М6х55); 17—шайба; 19 — направляющая; 22 — упорный диск Завернуть гайки (1, Зшт.) на стороне выпуска и гайки (16) на стороне впуска и затянуть их моментом 5,0 Н.м (0,5 кгс.м) до плотного прилегания.
- Затянуть болты (8, 3 шт., М7) на стороне выпуска, первоначально моментом 5,0 Н.м (0,05 кгс.м), а затем довернуть моментом 20 Н.м (2,0 кгс.м). Завернуть гайки М6 (1, 3 шт.) на стороне выпуска и гайки М6 (16, 3 шт.) на стороне впуска моментом 10,0 Н.м (1,0 кгс.м). Сама шпилька (21, М7) должна быть затянута моментом 20 Н.м (2,0 кгс.м).
Внимание!
Не допускать проворачивания двигателя в обратную сторону.
- Оттянуть приспособление «11.2.300» назад на столько, чтобы разблокировать маховик. Снять приспособления «11.3.244» и «11.3.240» (см. рис. 3.109).
Провернуть коленчатый вал на два полных оборота по часовой стрелке (720° ) и проверить положение вершин кулачков распределительных валов первого цилиндра (см. рис. 3.106), которые должны быть обращены друг к другу (пунктирные линии).
- Установить приспособление «11.2.300», чтобы заблокировать маховик в положение ВМТ первого цилиндра окончания такта сжатия. Перед пуском двигателя снять приспособление «11.2.300».
- Установить приспособление «11.3.240» на распределительные валы (см. рис. 3.109).
Несмотря на правильность регулировки распределительных валов, приспособление «11.3.240» может выступать на величину до 1 мм (стрелки, рис. 3.119) относительно стороны впуска из-за допусков изготовления узлов системы D-VANOS.
Приспособление «11.3.240» не должно выступать относительно стороны выпуска, при этом следует заново отрегулировать фазы газораспределения. - Отвернуть крепление и снять приспособление «11.6.150» (см. рис. 3.118).
Установить исполнительный узел системы D-VANOS. Собрать двигатель. Установить на место ранее снятые элементы в двигательном отсеке. Восстановить уровень охлаждающей жидкости и масла Запустить двигатель и проверить герметичность соединений, уровень масла и охлаждающей жидкости, совершить пробную поездку.
- Замена двигателя
- Замена уплотнения крышки головки блока цилиндров
- Замена уплотнительной прокладки головки блока цилиндров
- Притирка седла клапана
- Проверка направляющей втулки клапана
- Проверка уплотнительной плоскости головки блока цилиндров
- Замена поддона масляного картера
- Замена нижней крышки ГРМ
- Замена переднего сальника коленчатого вала
- Замена сальника коленчатого вала
- Замена коленчатого вала
- Замена вкладышей коренных подшипников коленчатого вала
- Замена вкладышей шатунных подшипников
- Замена маховика
- Замена демпфера крутильных колебаний
- Замена поршней
- Замена поршневых колец
- Замена распределительного вала
- Проверка фаз газораспределения
- Регулировка фаз газораспределения двигателя
- Замена плунжера натяжителя цепи
- Замена клапанов
- Замена маслосъемных колпачков
- Замена всех клапанных пружин
- Замена исполнительного узла системы D-VANOS
- Проверка гидравлических толкателей
- Замена электромагнитных клапанов системы D-VANOS
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- СОКРАЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РУКОВОДСТВЕ
- ОБЩИЕ ДАННЫЕ
- ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
- БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ «М54»
- БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ «М62»
- БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ «N62»
- ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
- СЦЕПЛЕНИЕ
- РУЧНАЯ КОРОБКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
- АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
- РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА И КАРДАННЫЕ ВАЛЫ
- ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
- РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
- ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА
- ЗАДНИЙ МОСТ
- КОЛЕСА И ШИНЫ
- БОРТОВОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
- СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
- КУЗОВ