Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БМВ Х5 Е53

Замена распределительного вала

Внимание!

Замену распределительных валов без использований специальных приспособлений проводить кате­горически запрещено, из-за воз­можной их поломки.

Замену распределительных валов мож­но проводить, не снимая двигатель с автомобиля. Последовательность сня­тия распределительных валов не имеет значение. Замене распределительных валов должно предшествовать измере­ние величин осевого и радиального зазоров, которые не должны выходить за пределы 0,15—0,33 мм и 0,02—0,054 мм соответственно.

Замену распределительного вала BMW X5 E53 не­обходимо проводить в следующем по­рядке. Приготовить приспособления «00.9.250», «11.2.300», «11.3.240», «11.3.244», «11.3.250», «11.3.260», «11.3.292», «11.4.220», «11.6.150» и «11.6.180». Снять крышку головки блока цилиндров. Вывернуть свечи зажигания. Установить коленчатый вал в положение ВМТ такта сжатия перво­го цилиндра (см. рис. 3.106)Рис. 3.106. Положение кулачков и забло­кировать маховик, используя приспо­собление «11.2.300» (см. рис. 3.122).Рис. 3.122. Приспособление 11.2.300

Снять исполнительный узел системы D-VANOS.

  • Отвернуть гайку (7, см. рис. 3.12) и снять цилиндр поршня натяжителя цепи ГРМ.
    Рис. 3.12. Поршень и шатун
    1, 2—компрессионное кольцо; 3— маслосъемное кольцо; 4 — поршень; 5—поршневой палец; в—стопорное кольцо (?22×1,5); 7—втулка верхней головки; 8—шатун; 9 — центрирующая втулка; 10 — вкладыш (голубой); 11 — вкладыш (красный); 12—крышка шатуна; 13—шатунный болт (47 мм)

    Учесть, что цилиндр поршня находиться под значитель­ным давлением пружины. Отжать верхний натяжитель (14, см. рис. 3.13) вторичной цепи вниз и заблоки­ровать его с помощью приспособле­ния «11.3.292» (стержень).

    Рис. 3.13. Привод ГРМ
    1— коленчатый вал; 2,8,14,15—звездочка; 3—планка натяжителя; 4 — поршень; 5—пружина; 6 — уплотнитель¬ное кольцо; 7—болт крышки; 9,16 — цепь; 10,12—болт планки; 13 — шпонка; 17—выпускной распредвал; 18 — впускной распредвал; 19 — гидротолкатель; 20 — сухари клапана; 21 — верхняя тарелка; 22—пружина; 23 — нижняя тарелка; 24 — маслосъемный колпачок; 25 — впускной клапан; 26 — выпускной клапан

    Отвер­нуть гайки (1) и снять колесо (2) датчика положения распределитель­ного вала. Снять тарельчатую пру­жину (3). Отвернуть гайки (16) на стороне впускного вала и снять шайбу (17).

  • Вывернуть болты (8) на стороне вы­пускного вала и снять звездочки (7 и 20) цепного привода впускного и выпускного распределительных валов вместе с цепью (24) привода, упорным диском (4) и шлицевым валом (18).

Примечание.

Шлицевые валы (5 и 18) для сторо­ны выпуска и стороны впуска оди­наковы. Бывшие в эксплуатации шлицевые валы устанавливать строго на свои места.

  • Снять шлицевой вал (5) с зубчатой втулкой (11). Вывернуть болты (9,10,15) и снять натяжитель (14) вто­ричной цепи. Вывернуть шпильки (12) и отсоединить звездочку (13) от при­водной цепи ГРМ, оттянув ее вверх.
  • Движением вперед, снять звездочку (13) привода ГРМ. Приводная цель остается над выпускным распреде­лительным валом. Вывернуть шпильки (21) на стороне впускного вала и снять упорный диск (22). Снять колесо (23) датчика и сам датчик положения впускного распре­делительного вала.

Внимание!

Болты (рис. 3.102) в торцах распреде­лительных валов не выворачивать.

Рис. 3.102. Торцевые болтыЕсли распределительные валы сни­маются с головни блока цилиндров установленной на двигателе, то не­обходимо выставить все поршни в среднее положение. Эго исклю­чит контакт клапанов и поршней, т.к. ни один поршень не будет зани­мать положение ВМТ.

  • Вывернуть установочные шпильки (стрелки, рис. 3.103)Рис. 3.103. Установочные шпильки
  • Оттянуть приспособление «11.2.300» (см. рис. 3.122) назад настолько, что­бы разблокировать маховик. Рис. 3.122. Приспособление 11.2.300Припод­нять приводную цепь ГРМ вверх и, удерживая ее в натянутом положе­нии, закрепить проволочной скобой, чтобы исключить ее соскользование. Повернуть коленчатый вал за цен­тральный болт на 30—40° против на­правления вращения вала, от точки нахождения поршня первого цилинд­ра в ВМТ окончания такта сжатия.

Внимание!

Крышка подшипника впускного распределительного вала перво­го цилиндра центрируется с помо­щью вставных втулок. Во избежа­ние перекоса впускного распре­делительного вала в опорной планке, отвернуть гайки и снять крышку первого подшипника.

  • Установить приспособление «11.3.260» на головку блока цилиндров и закре­пить его ботами (стрелки, рис. 3.104) установленными в отверстия свечей за­жигания 1-го и 4-го цилиндров, момент затяжки болтов 25 Н.м (2,5 кгс.м).Рис. 3.104. Приспособление 11.3.260
  • Закрепить крышки подшипников распределительного вала, повернув по часовой стрелке эксцентриковый вал (2) приспособления «11.3.260». Отвернуть все болты крепления крышек подшипников распредели­тельного вала. Снять прижимное усилие с крышек подшипников, по­вернув эксцентриковый вал (2) при­способления «11.3.260» и снять при­способление с головки блока цилин­дров.
  • Снять все крышки подшипников, предварительно убедиться в нали­чии на них маркировки. При сборке они должны быть установлены на прежние места. Крышки подшипни­ков распределительных валов выпу­скных клапанов имеют маркировку с «А1» по «А7», впускных клапанов с «Е1» по «Е7».
  • Перед снятием головки блока ци­линдров и клапанов необходимо предварительно снять планку в сбо­ре с крышками подшипников рас­пределительных валов и гидравличе­скими толкателями. Для исключения выпадения гидравлических толкате­лей установить приспособления «11.3.250», сверху на толкатели. Гид­ротолкатели следует устанавливать строго на свои места, поэтому при снятии пометить их маркером.
  • Извлечь опорную планку в сборе вместе с цилиндрическими гидро­толкателями. Проверить на износ места установки цилиндрических толкателей. Опорные планки имеют маркиРис. 3.105. Опорные планкировку «А» (рис. 3.105) для вы­пускных клапанов и маркировку «Е» для впускных клапанов.
  • При установке опорных планок (19, см. рис. 3.4) проследить за центри­рующими втулками на шпильках крепления подшипников 2 и 7.

    Рис. 3.4. Головка блок цилиндров
    1 — головка блока цилиндров; 2,7 — центрирующая втулка; 3,8—резьбовая пробка (М8х1); 4 — крышка (?28); 5—шпилька (М6х30); 6 —шпилька (М6х60); 9—шпилька (М6×28); 10 — болт (М8×28); 11—держатель жгута; 12 — проставка; 13—уплотнитель; 14,30 — крышка; 15—гайка самоблок.; 16—гайка (М7); 17—шпилька (М7×95); 18, 20 — центр, втулка (?9,5); 19—опорная планка; 21 — болт Т (М6×50); 22—болт Т (М6×70); 23—болт 7 (М6×100): 24 — резьбовая пробка с уплотнительным кольцом (М12×1,5×26); 25—болт; 26,35—уплотнительное кольцо; 27—шпилька (М7×39); 28 — шпилька (М7/6×29,5); 29 — резьбовая пробка (М18×1,5); 31 — направляющая втулка; 32—болт головки (М10×110); 33—прокладочная шайба; 34 —крышка (?22); 36 — резьбовая пробка (М10×1,0); 37—крышка (?18); 38 — шпилька (М7×55); 39—датчик; 40—седло вып. клапана; 41 — седло вп. клапана; 42—шпилька (М6×25); 43—уплотнительная прокладка; 44—обратный клапан

 

Внимание!

Распределительные валы, под­шипники и крышки подшипников, упорные диски, зубчатые венцы шлицевых валов и зубчатые втул­ки перед установкой смазать мас­лом для двигателя.

После установки распредели­тельных валов и перед провора­чиванием коленчатого вала про­тив направления его вращения, для установим поршней в ВМТ, не­обходимо выдержать временной интервал от 5 мин (при Т = 20° С) до 30 мин (при Т = 100 С).

Установку распределительного вала BMW X5 E53 следует проводить в следующем по­рядке. Оттянуть цепь привода ГРМ вверх и установить выпускной распре­делительный вал. Уложить приводную цепь на выпускной распределительный вал, выдержать приведенные выше интервалы времени.

  • Установить крышки подшипников со­гласно их маркировке (рис. 3.107), на свои прежние моста. Рис. 3.107. Маркировка распределительных валовКрышки подшипников имеют метки на сторо­не выпуска:
    — А1 — А7 для выпускного распреде­лительного вала;
    — Е1 — Е7 для впускного распреде­лительного вала.
  • Установить валы так, чтобы верши­ны кулачков впускного и выпускного валов (рис. 3.106) первого цилиндра показывали друг на друга (пунктир­ная линия), симметрично по своим углам.Рис. 3.106. Положение кулачков
  • Установить приспособление «11.3.260» (см. рис. 3.104) на головку блока, как описано выше. Рис. 3.104. Приспособление 11.3.260Повернуть эксцентри­ковый вал и прижать крышки под­шипников распределительного вала. Затянуть болты (М7) крепления кры­шек моментом 14 Н.м (1,4 кгс.м) и снять приспособление «11.3.260».
  • Выставить распределительные валы с помощью доработанного гаечного ключа, срезаны губки (рис. 3.108). Рис. 3.108. Доработанный ключКлюч устанавливать на шестигранник (стрелка).
  • Установить приспособление «11.3.240» (рис. 3.109) на распределительные ва­лы в районе шестого цилиндра.Рис. 3.109. Приспособление 11.3.240 Отре­гулировать положение распределитель­ных валов таким образом, чтобы приспособление плотно прилегало к голов­ке блока цилиндров, без зазора. Уста­новить приспособление «11.3.244» на приспособление «11.3.240» и зафикси­ровать его болтом, ввернутом в отвер­стие для свечи зажигания.
  • Оттянуть приводную цепь ГРМ вверх и удерживать в натянутом со­стоянии. Вернуть поршень первого цилиндра в положение ВМТ оконча­ния такта сжатия, вращая коленча­тый вал по часовой стрелке. Забло­кировать коленчатый вал в положе­ние ВМТ конца такта сжатия с по­мощью приспособления «11.2.300».Рис. 3.122. Приспособление 11.2.300

Внимание!

Перед пуском двигателя прокон­тролировать удаление приспо­собления «11.2.300».

  • Установить колесо (23, см. рис. 3.13) датчика положения впускного рас­пределительного вала.
    Рис. 3.13. Привод ГРМ
    1— коленчатый вал; 2,8,14,15—звездочка; 3—планка натяжителя; 4 — поршень; 5—пружина; 6 — уплотнитель¬ное кольцо; 7—болт крышки; 9,16 — цепь; 10,12—болт планки; 13 — шпонка; 17—выпускной распредвал; 18 — впускной распредвал; 19 — гидротолкатель; 20 — сухари клапана; 21 — верхняя тарелка; 22—пружина; 23 — нижняя тарелка; 24 — маслосъемный колпачок; 25 — впускной клапан; 26 — выпускной клапан

    Поставить упорный диск (22) на впускной рас­пределительный вал и затянуть бол­ты-шпильки (21, 3 шт.) моментом 20 Н.м (2.0 кгс.м).

  • Установить приводную цепь ГРМ на звездочку (13) таким образом, чтобы метка (светлый треугольник) на звездочке (стрелки, рис. 3.110) была обращена к верхней плоско­сти головки блока цилиндров дви­гателя.Рис. 3.110. Положение звездочки
  • Установить приспособление «11.4.220» (рис. 3.111) в отверстие в головке блока цилиндров и ввернуть регули­ровочный болт до его касания цепи, не натягивая при этом саму привод­ную цепь.Рис. 3.111. Приспособление 11.4.220

 

  • Проверить положение метки (свет­лого треугольника, см. рис. 3.110) на звездочке относительно верхней плоскости головки блока цилиндров, при необходимости снять и снова установить звездочку.
  • Ввернуть в упорный диск выпускного распределительного вала шпильки (12, 3 шт., см. рис. 3.13) и затянуть их моментом 20 Н.м (2.0 кгс.м). Ус­тановить натяжитель (14) вторичной цепи и затянуть болты (9,10,15) его крепления.

    Рис. 3.13. Привод ГРМ
    1— коленчатый вал; 2,8,14,15—звездочка; 3—планка натяжителя; 4 — поршень; 5—пружина; 6 — уплотнитель¬ное кольцо; 7—болт крышки; 9,16 — цепь; 10,12—болт планки; 13 — шпонка; 17—выпускной распредвал; 18 — впускной распредвал; 19 — гидротолкатель; 20 — сухари клапана; 21 — верхняя тарелка; 22—пружина; 23 — нижняя тарелка; 24 — маслосъемный колпачок; 25 — впускной клапан; 26 — выпускной клапан
  • Установить зубчатую втулку (11) и вы­ровнять ее на распределительном ва­лу таким образом, чтобы разрыв ме­жду зубьями располагался друг над другом. Установить шлицевой вал (5) и выровнять его штифт таким обра­зом, чтобы он совладал с разрывом между зубьями распределительного вала и зубчатой втулки (11). Установить шлицевой вал (5) так, чтобы продольные отверстия зубча­той втулки (11) были симметричны резьбовым отверстиям.
  • Вложить звездочки с приводной це­пью в приспособление «11.6.180» (рис. 3.112), установить разрыв меж­ду зубьями на звездочке цепного привода впускного распределитель­ного вала, как показано на фраг­менте рисунка.Рис. 3.112. Приспособление 11.6.180

Внимание!

Запрещено изменять положение звездочек относительно цепи при извлечении их из приспособления «11.6.180».

  • Не изменяя положения, извлечь цепь со звездочками из приспособ­ления «11.6.180» и установить их та­ким образом, чтобы разрывы между зубьями на стороне впуска находи­лись друг напротив друга (стрелки, рис. 3.113).Рис. 3.113. Установка звездочек
  • Отрегулировать положение цепи со звездочками таким образом, чтобы промежутки между зубьями на сто­роне впуска находились точно друг над другом (стрелки, рис. 3.114).Рис. 3.114. Положение звездочки
  • Установить шлицевой вал (1, рис. 3.114) так, чтобы были состыкованы штифт шлицевого вала (1) с разры­вом между зубьями распредели­тельного вала и звездочки.
  • Вставить шлицевой вал (1) так, чтобы снаружи осталось приблизи­тельно около 1 мм зубчатого вен­ца. Установить шайбу (17, см. рис. 3.13) так, чтобы была видна над­пись «FRONT», поставить гайки (16, 3 шт.) и завернуть их от руки. Вставить болты (8, 3 шт.) на сторо­не выпуска, ввернуть их до плот­ного прилегания, моментом около 5,0 Н.м (0,5 кгс.м) и ослабить на пол оборота. Установить упорный диск (4) и тарельчатую пружину (3) так, чтобы индекс «F» был ви­ден.

Примечание.

Если индекс «F» в процессе экс­плуатации стерся, то тарельчатую пружину (3) установить так, чтобы она была обращена большим диа­метром к звездочке привода, а меньшим диаметров — в сторо­ну колеса датчика положения распределительного вала.

  • Установить колесо (1, см. рис. 3.116) датчика положения распределитель­ного вала таким образом, чтобы светлый треугольник на колесе была обращена к верхней плоскости го­ловки блока цилиндров.Рис. 3.116. Колесо датчика
  • Навернуть гайки (3 шт., стрелки по окружности) и завернуть их от руки, не затягивая окончательно. Вытянуть шлицевой вал (5, см. рис. 3.15) впе­ред до упора.
    Рис. 3.15. Механизм системы D-VANOS
    1, 16—гайка (Мб); 2,23 — колесо импульсного датчика; 3—тарельчатая пружина; 4— упорный диск; 5,18-шлице- вой вал; 6 —болт Т (М6х20); 7,13, 20— звездочка; 8 — болт Т (М7х18); 9 — болт (М6х40); 10 — болт (М6х16); 11 — зубчатая втулка; 12,21—штифт; 14 — натяжитель; 15— болт (М6х55); 17—шайба; 19 — направляющая; 22 — упорный диск

    Слегка отжать верх­ний натяжитель вторичной цепи вниз и снять приспособление «11.3.292» (блокиратор). Используя приспособ­ление «11.4.220» (рис. 3.117), пред­варительно натянуть планку натяж­ного устройства, вворачивая регули­ровочный болт приспособление «00.9.250» или обычным динамомет­рическим ключом с моментом 0,7 Н.м (0,07 кгс.м).Рис. 3.117. Приспособление 11.4.220

  • Прижать колесо (2, см. рис. 3.15) датчика положения выпускного рас­пределительного вала, создав не­большое натяжение тарельчатой пружины (3) и подтянуть гайки (8. 3 шт.) только от руки. Проверить цен­трирующие втулки (2,7 см. рис. 3.4) на отсутствие повреждений и правильностъ установки.
    Рис. 3.4. Головка блок цилиндров
    1 — головка блока цилиндров; 2,7 — центрирующая втулка; 3,8—резьбовая пробка (М8х1); 4 — крышка (?28); 5—шпилька (М6х30); 6 —шпилька (М6х60); 9—шпилька (М6×28); 10 — болт (М8×28); 11—держатель жгута; 12 — проставка; 13—уплотнитель; 14,30 — крышка; 15—гайка самоблок.; 16—гайка (М7); 17—шпилька (М7×95); 18, 20 — центр, втулка (?9,5); 19—опорная планка; 21 — болт Т (М6×50); 22—болт Т (М6×70); 23—болт 7 (М6×100): 24 — резьбовая пробка с уплотнительным кольцом (М12×1,5×26); 25—болт; 26,35—уплотнительное кольцо; 27—шпилька (М7×39); 28 — шпилька (М7/6×29,5); 29 — резьбовая пробка (М18×1,5); 31 — направляющая втулка; 32—болт головки (М10×110); 33—прокладочная шайба; 34 —крышка (?22); 36 — резьбовая пробка (М10×1,0); 37—крышка (?18); 38 — шпилька (М7×55); 39—датчик; 40—седло вып. клапана; 41 — седло вп. клапана; 42—шпилька (М6×25); 43—уплотнительная прокладка; 44—обратный клапан

    Удалить остат­ки от уплотнений, очистить и обез­жирить уплотняемую поверхность торца головки.

  • Установить приспособление «11.6.150» (рис. 3.118) только на чистую поверх­ность и навернуть гайки (5 шт., стрел­ки) от руки. Рис. 3.118. Приспособление 11.6.150Равномерно завернуть гайки крепления приспособления так, чтобы оно плотно прилегало к голов­ке блока цилиндров по всей поверх­ности.
  • Ввернуть болты (8, 3 шт., см. рис. 3.15) на стороне выпуска и затянуть их моментом 5,0 Н.м (0,5 кгс.м) до плотного прилегания.
    Рис. 3.15. Механизм системы D-VANOS
    1, 16—гайка (Мб); 2,23 — колесо импульсного датчика; 3—тарельчатая пружина; 4— упорный диск; 5,18-шлице- вой вал; 6 —болт Т (М6х20); 7,13, 20— звездочка; 8 — болт Т (М7х18); 9 — болт (М6х40); 10 — болт (М6х16); 11 — зубчатая втулка; 12,21—штифт; 14 — натяжитель; 15— болт (М6х55); 17—шайба; 19 — направляющая; 22 — упорный диск

    Завернуть гай­ки (1, Зшт.) на стороне выпуска и гайки (16) на стороне впуска и за­тянуть их моментом 5,0 Н.м (0,5 кгс.м) до плотного прилегания.

  • Затянуть болты (8, 3 шт., М7) на сто­роне выпуска, первоначально мо­ментом 5,0 Н.м (0,05 кгс.м), а затем довернуть моментом 20 Н.м (2,0 кгс.м). Завернуть гайки М6 (1, 3 шт.) на стороне выпуска и гайки М6 (16, 3 шт.) на стороне впуска моментом 10,0 Н.м (1,0 кгс.м). Сама шпилька (21, М7) должна быть затянута мо­ментом 20 Н.м (2,0 кгс.м).

Внимание!

Не допускать проворачивания двигателя в обратную сторону.

  • Оттянуть приспособление «11.2.300» назад на столько, чтобы разблокиро­вать маховик. Снять приспособления «11.3.244» и «11.3.240» (см. рис. 3.109).Рис. 3.109. Приспособление 11.3.240 Провернуть коленчатый вал на два полных оборота по часовой стрелке (720° ) и проверить положе­ние вершин кулачков распредели­тельных валов первого цилиндра (см. рис. 3.106), которые должны быть обращены друг к другу (пунк­тирные линии).Рис. 3.106. Положение кулачков
  • Установить приспособление «11.2.300», чтобы заблокировать маховик в поло­жение ВМТ первого цилиндра оконча­ния такта сжатия. Перед пуском двига­теля снять приспособление «11.2.300».Рис. 3.122. Приспособление 11.2.300
  • Установить приспособление «11.3.240» на распределительные валы (см. рис. 3.109). Рис. 3.109. Приспособление 11.3.240Несмотря на правильность ре­гулировки распределительных валов, приспособление «11.3.240» может вы­ступать на величину до 1 мм (стрел­ки, рис. 3.119) относительно стороны впуска из-за допусков изготовления узлов системы D-VANOS.Рис. 3.119. Положение приспособления 11.3.240
    Приспособление «11.3.240» не долж­но выступать относительно стороны выпуска, при этом следует заново отрегулировать фазы газораспреде­ления.
  • Отвернуть крепление и снять при­способление «11.6.150» (см. рис. 3.118). Рис. 3.118. Приспособление 11.6.150
    Установить исполнительный узел системы D-VANOS. Собрать двигатель. Установить на место ра­нее снятые элементы в двигатель­ном отсеке. Восстановить уровень охлаждающей жидкости и масла Запустить двигатель и проверить герметичность соединений, уровень масла и охлаждающей жидкости, совершить пробную поездку.