Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БМВ Х5 Е53

Замена исполнительного узла системы D-VANOS

Внимание!

Последовательность выполнения операций по снятию и установке исполнительного узла системы D-VANOS различна.

Снятие исполнительного узла системы VANOS BMW X5 E53 необходимо проводить в сле­дующем порядке. Приготовить приспо­собления «00.9.250», «11.2.300», «11.3.240», «11.3.450», «11.4.220» и «11.6.170» и снять шумоизоляцион­ный кожух двигателя. Снять корпус воздушного фильтра вместе с измери­телем расхода воздуха.

  • Снять крыльчатку вентилятора с вяз­костной муфтой привода вентилятора и кожух вентилятора. Снять крышку головки блока цилиндров. Вывернуть все свечи зажигания. Снять пласт­массовый кожух (рис. 3.130) распре­делительного вала впускных клапа­нов. Рис. 3.130. КожухОтсоединить напорный масло­провод (30, см. рис. 3.63).

    Рис. 3.63. Крышка головки блока цилиндров
    1, 19 — заглушка; 2—гайка; 3—защитный кожух; 4 — накладка; 5, 28, 31, 33, 39—уплотнительное кольцо; 6, 23 — штифт установочный; 7—резинометаллический шарнир; 8, 9 — колпачковая гайка; 10 — шайба прокладочная; 11—уплотнитель; 12, 13, 14 — профильная прокладка; 15, 37—кольцо уплотнительное (17×3); 16, 35—датчик распределительного вала; 17, 34 — болт (М6х16); 18 — болт прецизионный; 20 — пробка с уплотнительным кольцом; 21 — гака фланца; 22—крепление; 24 — гайка М6; 25—перемычка «массы»; 26 — болт (М6х10); 27—гайка М8; 29, 32—пустотелый болт; 30—маслопровод; 36—ЭМК; 37—кольцо (17×3); 38 — поршень; 39—пружина; 40 — головка блока цилиндров; 41 — уплотнитель металлический; 42—исполнительный узел; 43—крышка маслоналивной горловины; 44 — крышка головки

 

  • Установить приспособление «11.3.450» (см. рис. 3.120) с пустотелым болтом напорного маслопровода.Рис. 3.120. Приспособление 11.3.450

Внимание!

Накрыть исполнительный узел системы «D-VANOS», т.к. при по­даче сжатого воздуха из отвер­стия брызнет струя масла.

 

  • Подключить к приспособлению «11.3.450» источник сжатого воздуха (2-8 бар). Рис. 3.120. Приспособление 11.3.450Повернуть коленчатый вал двигателя за центральный болт по направлению вращения до тех пор, пока поршень первого цилиндра не встанет ВМТ такта сжатия (рис. 3.106), при этом давление воздуха подано. Рис. 3.106. Положение кулачковВершины кулачков распре­делительных валов первого цилинд­ра должны быть обращены друг к другу (см. рис. 3. 106). Извлечь заглушку из отверстия для фиксации маховика и заблокировать коленча­тый вал в ВМТ окончания такта сжатия 1-го цилиндра, приспособлением «11.2.300» (см. рис. 3.122).Рис. 3.122. Приспособление 11.2.300

Внимание!

По окончании работ и перед поворо­том вала двигателя не забыть раз­блокировать коленчатый вал, из­влечь приспособление «11.2.300».

  • Вывернуть установочные шпильки (см. рис. 3.121)Рис. 3.121. Установочные шпильки и установить приспо­собление «11.3.240» на распределительные валы в районе 6-го цилиндра (см. рис. 3.119). Рис. 3.119. Положение приспособления 11.3.240Отсоединить ис­точник сжатого воздуха, закрыв кран и сняв шланг. Приспособление «11.3.450» пока не снимать.

Внимание!

После выворачивания резьбовых пробок из отверстий исполни­тельного узла системы вытекает масло. Исключить попадание мас­ла на элементы двигателя.

  • Приготовить ветоши и емкость для сбора масла. Вынуть заглушки (20, см. рис. 3.63) с помощью приспо­собления «11.6.170» или использо­вать узконосые плоскогубцы.
    Рис. 3.63. Крышка головки блока цилиндров
    1, 19 — заглушка; 2—гайка; 3—защитный кожух; 4 — накладка; 5, 28, 31, 33, 39—уплотнительное кольцо; 6, 23 — штифт установочный; 7—резинометаллический шарнир; 8, 9 — колпачковая гайка; 10 — шайба прокладочная; 11—уплотнитель; 12, 13, 14 — профильная прокладка; 15, 37—кольцо уплотнительное (17×3); 16, 35—датчик распределительного вала; 17, 34 — болт (М6х16); 18 — болт прецизионный; 20 — пробка с уплотнительным кольцом; 21 — гака фланца; 22—крепление; 24 — гайка М6; 25—перемычка «массы»; 26 — болт (М6х10); 27—гайка М8; 29, 32—пустотелый болт; 30—маслопровод; 36—ЭМК; 37—кольцо (17×3); 38 — поршень; 39—пружина; 40 — головка блока цилиндров; 41 — уплотнитель металлический; 42—исполнительный узел; 43—крышка маслоналивной горловины; 44 — крышка головки

    Вывер­нуть резьбовые болты (18) с левой резьбой, на стороне впуска и сто­роне выпуска и собрать вытекаю­щее масло.

  • Отсоединить ШС датчика положения распределительного вала (35) и ШС электромагнитных клапанов (36) на стороне выпуска и впуска. Отвер­нуть болты (см. рис. 3.61) и снять проушину подъема двигателя. Рис. 3.61. Подвеска двигателяОт­вернуть гайки (7 шт., стрелки, рис. 3.131) и снять исполнительный узел системы DVANOS.Рис. 3.131. Исполнительный узел

Внимание!

При снятом исполнительном узле системы D-VANOS категорически запрещено вращение вала двига­теля из-за возможности его выхо­де из строя двигателя при сопри­косновении клапанов и поршня.

Установку исполнительного узла систе­мы D-VANOS BMW X5 E53 необходимо проводить в следующем порядке. Проверить центрирующие втулки (2 и 7. см. рис. 3.4) на отсутствие повреждений и правильность их установки.

Рис. 3.4. Головка блок цилиндров
1 — головка блока цилиндров; 2,7 — центрирующая втулка; 3,8—резьбовая пробка (М8х1); 4 — крышка (?28); 5—шпилька (М6х30); 6 —шпилька (М6х60); 9—шпилька (М6×28); 10 — болт (М8×28); 11—держатель жгута; 12 — проставка; 13—уплотнитель; 14,30 — крышка; 15—гайка самоблок.; 16—гайка (М7); 17—шпилька (М7×95); 18, 20 — центр, втулка (?9,5); 19—опорная планка; 21 — болт Т (М6×50); 22—болт Т (М6×70); 23—болт 7 (М6×100): 24 — резьбовая пробка с уплотнительным кольцом (М12×1,5×26); 25—болт; 26,35—уплотнительное кольцо; 27—шпилька (М7×39); 28 — шпилька (М7/6×29,5); 29 — резьбовая пробка (М18×1,5); 31 — направляющая втулка; 32—болт головки (М10×110); 33—прокладочная шайба; 34 —крышка (?22); 36 — резьбовая пробка (М10×1,0); 37—крышка (?18); 38 — шпилька (М7×55); 39—датчик; 40—седло вып. клапана; 41 — седло вп. клапана; 42—шпилька (М6×25); 43—уплотнительная прокладка; 44—обратный клапан
  • Уплотняемые поверхности должны быть чистыми и сухими от грязи и следов масла. Для очистки ис­пользовать шабер из древесины твердых пород и гидролизный спирт. На угловые стыки торцевой плоско­сти разъема головки блока цилинд­ров, с исполнительным узлом систе­мы D-VANOS равномерно нанести тонкий слой герметика типа Drei Bond 1209.
  • Заменить уплотнительную прокладку. Установить исполнительный узел системы D-VANOS и зафиксировать его болтами (стрелки, рис. 3.131).Рис. 3.131. Исполнительный узел Подсоединить ШС датчика положе­ния распределительного вала и ШС электромагнитных клапанов на сто­роне выпуска и впуска.
  • Вставить и затянуть прецизионные болты с левой резьбой (18, 2 шт., см. рис. 3.63) крепления поршня к шлицевому валу на стороне впус­ка и стороне выпуска.
    Рис. 3.63. Крышка головки блока цилиндров
    1, 19 — заглушка; 2—гайка; 3—защитный кожух; 4 — накладка; 5, 28, 31, 33, 39—уплотнительное кольцо; 6, 23 — штифт установочный; 7—резинометаллический шарнир; 8, 9 — колпачковая гайка; 10 — шайба прокладочная; 11—уплотнитель; 12, 13, 14 — профильная прокладка; 15, 37—кольцо уплотнительное (17×3); 16, 35—датчик распределительного вала; 17, 34 — болт (М6х16); 18 — болт прецизионный; 20 — пробка с уплотнительным кольцом; 21 — гака фланца; 22—крепление; 24 — гайка М6; 25—перемычка «массы»; 26 — болт (М6х10); 27—гайка М8; 29, 32—пустотелый болт; 30—маслопровод; 36—ЭМК; 37—кольцо (17×3); 38 — поршень; 39—пружина; 40 — головка блока цилиндров; 41 — уплотнитель металлический; 42—исполнительный узел; 43—крышка маслоналивной горловины; 44 — крышка головки

    Болт (М6) за­тянуть моментом 10 Н.м (1,0 кгс.м). Установить новые заглушки (19, см. рис. 3.63) с помощью приспособле­ния «11.6.170» или использовать уз­коносые плоскогубцы. Вставить резьбовые пробки (М22х1,5) с новы­ми уплотнительными кольцами (20) и затянуть их моментом 50 Н.м (5,0 кгс.м). Установить проушину для подъема двигателя и затянуть болты ее крепления.

Примечание.

После замены исполнительного узла необходимо проверить фазы газораспределения и при необхо­димости, отрегулировать их.

  • Снять цилиндр плунжера натяжителя цепи (1, см. рис. 3.123), который на­ходится под давлением пружины и снять его.
    Рис. 3.123. Натяжитель цепи
    1 — цилиндр; 2 — уплотнительное кольцо; 3 — пружина; 4 — плунжер

    Установить приспособ­ление «11.4.220» (см. рис. 3.117) в отверстие на головке блока цилиндров и вращая регулировочный винт только подвести его к планке натя­жителя цепи. Рис. 3.117. Приспособление 11.4.220Предварительно натя­нуть планку натяжного устройства с помощью приспособление «11.4.220», вворачивая регулировоч­ный болт приспособлением «00.9.250» или обычным динамомет­рическим ключом, приложив момент 0,7 Н.м (0,07 кгс.м).

  • Оттянуть приспособление «11.2.300» (см. рис. 3.122), чтобы разблокиро­вать маховик. Рис. 3.122. Приспособление 11.2.300Снять приспособле­ние «11.3.240» (см. рис. 3.119).Рис. 3.119. Положение приспособления 11.3.240

Внимание!

Накрыть исполнительный узел системы «D-VANOS» при пода­че сжатого воздуха из отверстия.

  • Подключить к приспособлению «11.3.450» (см. 3.120) источник сжа­того воздуха (2-8 бар). Рис. 3.120. Приспособление 11.3.450Провернуть дважды (на 720°) вал двигателя по направлению вращения с поданным сжатым воздухом так, чтобы верши­ны кулачков распределительных ва­лов впускного и выпускного клапа­нов первого цилиндра были обраще­ны друг к другу симметрично «11.3.240» (см. рис. 3.106).Рис. 3.106. Положение кулачков

 

  • Установить приспособление «112.300» (см. рис. 3.122) и заблокировать колен­чатый вал в положение ВМТ такта сжа­тия 1-го цилиндра.Рис. 3.122. Приспособление 11.2.300 Проверить регулиров­ку распределительных валов, установив приспособление «11.3240» (см рис. 3.119) на распределительные валы. Рис. 3.119. Положение приспособления 11.3.240Не­смотря на правильность регулировки распределительных валов, приспособле­ние «11.3.240» может выступать на ве­личину до 1 мм относительно стороны впуска из-за допусков системы D-VANOS и зазора в зубчатом зацепле­нии. Приспособление «11.2.240» не должно выступать относительно стороны выпуска при этом следует заново отре­гулировать фазы газораспределения. Отсоединить источник сжатого воз­духа и снять приспособление «11.3.450» (см. рис. 3.120). Рис. 3.120. Приспособление 11.3.450Подсое­динить напорный маслопровод (30. см. рис. 3.63) с новыми уплотни­тельными кольцами (28), ввернув пустотелый болт М14х1,5 (29) с мо­ментом затяжки 32 Н.м (3,2 кгс.м).

    Рис. 3.63. Крышка головки блока цилиндров
    1, 19 — заглушка; 2—гайка; 3—защитный кожух; 4 — накладка; 5, 28, 31, 33, 39—уплотнительное кольцо; 6, 23 — штифт установочный; 7—резинометаллический шарнир; 8, 9 — колпачковая гайка; 10 — шайба прокладочная; 11—уплотнитель; 12, 13, 14 — профильная прокладка; 15, 37—кольцо уплотнительное (17×3); 16, 35—датчик распределительного вала; 17, 34 — болт (М6х16); 18 — болт прецизионный; 20 — пробка с уплотнительным кольцом; 21 — гака фланца; 22—крепление; 24 — гайка М6; 25—перемычка «массы»; 26 — болт (М6х10); 27—гайка М8; 29, 32—пустотелый болт; 30—маслопровод; 36—ЭМК; 37—кольцо (17×3); 38 — поршень; 39—пружина; 40 — головка блока цилиндров; 41 — уплотнитель металлический; 42—исполнительный узел; 43—крышка маслоналивной горловины; 44 — крышка головки

 

  • Ослабить натяжение планки и снять приспособление «11.4.220» (см. рис. 3.117). Рис. 3.117. Приспособление 11.4.220Заменить уплотнительное коль­цо (2, см. рис. 3.123) и установить ци­линдр плунжера натяжного устройст­ва цепи ГРМ.
    Рис. 3.123. Натяжитель цепи
    1 — цилиндр; 2 — уплотнительное кольцо; 3 — пружина; 4 — плунжер

    Гайку цилиндра (М26х1,5) затянуть моментом 70 Н.м (7,0 кгс.м).

  • Снять приспособление «11.3.240» (см. рис. 3.119).Рис. 3.119. Положение приспособления 11.3.240 Снять приспособле­ние «11.2.300» (см. рис. 3.122) и ус­тановить пылезащитную заглушку в отверстие для фиксации.Рис. 3.122. Приспособление 11.2.300

Собрать двигатель и проконтролиро­вать разблокировку коленчатого вала.