Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БМВ Х5 Е53

Общие сведения

Фирмой «BMW» (Германия) в качестве силовой установки на автомобилях серии «Х5» с кузовом «Е53» используются четырехтактные бензиновые двигатели, состоящие из ряда моделей, одной из них является 8-цилиндровый двигатель серии «М62» с рабочим объемом 4,4 л и 4,6 л.

Силовые агрегаты «М62» имеет V-образное расположение цилиндров под углом 90° и укомплектованы АКПП, которые установлены в двигательном отсеке вдоль центральной оси автомобиля. Головка и блок цилиндров этих двигателей выполнен из легкого сплава. Блоки цилиндров двигателя имеют сухие тонкостенные чугунные гильзы. Головка цилиндров 16-клапанная, клапаны расположены под углом 39,5°.

Система охлаждения BMW X5 E53  – закрытая, жидкостная, принудительная. Система смазки комбинированная – под давлением и разбрызгиванием. Система питания – инжекторная (впрыск), с электронным управлением. Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках скольжения. На всех двигателях применен верхнеклапанный распределительный механизм с верхним расположением распределительных валов (системы DOHC) и гидравлическими цилиндрическими толкателями, с цепным приводом от звездочки коленчатого вала двигателя.

Необходимость регулировки зазоров в клапанах в процессе технического обслуживания (ТО) отсутствует. Между собой распределительные валы связаны роликовой цепью. Двигатель имеет регулируемый привод газораспределения, который автоматически изменяет фазу (момент) открытия и закрытия впускных клапанов за счет изменения первоначального положения распределительного вала. Такая система имеет фирменное наименование – «VANOS» (Variable Nockenwellensteuerung).

При этом распределительный вал впускных клапанов, в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, посредством регулировочного механизма, поворачивается относительно приводной звездочки таким образом, что обеспечивает оптимальный момент открытия клапанов, добиваясь тем самым оптимальности фазы газораспределения, сокращения расхода топлива и выполнения норм токсичности отработавших газов (ОГ). Изменение положения впускных распределительных валов осуществляется по сигналам с электронного блока управления (ЭБУ), за счет открытия и закрытия клапана подачи масла под давлением в регулировочном механизме системы (см. рис. 4.21).

Рис. 4.21. Система VANOS

Подачу масла под давлением в двигатель БМВ Х5 Е53 обеспечивает механический масляный насос с шестернями внутреннего зацепления. Масляный насос имеет цепной привод от звездочки коленчатого вала и расположен в масляном поддоне картера. Масло забирается из поддона картера приемником насоса и по каналам и трубопроводам подается к подшипникам коленчатого и распределительных валов, гидротолкателям, а также к рабочим поверхностям цилиндров из форсунок. Полнопоточный масляный фильтр смонтирован отдельно и соединен с двигателем шлангами.

Насос жидкостной системы охлаждения центробежного типа вмонтирован в переднюю стенку блока цилиндров двигателя. Его привод осуществляется клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. Этот же ремень используется в качестве привода и для генератора, и для насоса гидроусилителя рулевого управления. На валу насоса установлена вязкостная муфта, которая обеспечивает включение вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Система охлаждения герметична и должна быть постоянно заполнена антифризом.

Отдельные модификации этих двигателей имеют систему регулируемого резонансного наддува за счет изменения длины воздушных впускных каналов. Двигатели могут быть сняты с автомобиля только вверх, с использованием специального приспособления и подъемника (тали) грузоподъемностью более 0,5 тонн и при полностью откинутом вверх или снятом капоте автомобиля.

Общая компоновка двигателя и место расположения его заводского номера (1) показаны на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Двигатель М62

Электронной системой управления двигателем БМВ Х5 Е53  обеспечивается приготовление топливовоздушной смеси и ее воспламенение. На моделях двигателя «М62» используется модификация системы впрыска топлива и зажигания фирмы Bosch (Германия), имеющих индексацию DME («Digital Motor Electronics» (Motronic) – цифровая электронная система управления двигателем). В дальнейшем она будет именовать просто «DME» или «Motronic». Система зажигания полностью электронная с индивидуальными катушками зажигания (рис. 4.2) и управляется от единого ЭБУ из состава DME.

Рис. 4.2. Катушка зажигания

В качестве топлива на двигателях используется бензин с октановым числом (ROZ) 95, однако, возможность гашения детонации по отдельным цилиндрам позволяет использовать топлива с октановыми числами от ROZ 91 до ROZ 98. При этом в первом случае увеличивается расход топлива из-за потери мощности, во втором случае имеется экономия топлива и повышение мощности.

Трансмиссия с ручным или автоматическим управлением, закреплена на задней стенке (на торце) двигателя и имеет вариант исполнения привода на все колеса (4×4). Конструкционное исполнение двигателей отличается только размерами блока и его цилиндропоршневой группы.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ

Двигатели модели «М62»

В44 В46
Начало выпуска Сентябрь 1999 года Март 2001 года
Расположение цилиндров V8/90°
Диаметр цилиндра, мм 92 93
Ход поршня, мм 82,7 85
Рабочий объем, см3 4398 4619
Степень сжатия 10,0 10,5
Давление сжатия, кг/см2 12 – 14
Номинальная мощность,
– по стандарту ЕЭС, кВт 210 255
– по стандарту DIN, л.с. 286 347
Частота вращения, мин-1 5400 5700
Максимальный крутящий момент,
– по стандарту ЕЭС, Н×м 440 480
– по стандарту DIN, кгс∙м 44,9 49,0
Частота вращения, мин-1 3600 3700
Максимальная частота, мин-1 6100 6500
Система смесеобразования М 7.2
Порядок работы цилиндров 1–5–4–8–6–3–7–2
Зазор поршень-цилиндр, мм
– номинальный 0,03
– предельно допустимый 0,10
Диаметр цилиндров, мм
– номинальный 92,00 93,00
– промежуточный 92,08 93,08
– 1-й ремонтный размер 92,25 93,25
Допустимая овальность зеркал цилиндров, мм 0,007
Допустимая конусность зеркал цилиндров, мм 0,008
Допуск исполнения, мм От 0,00 до +0,014

 


ВЫ НАХОДИТЕСЬ В РАЗДЕЛЕ:


ПЕРЕЙТИ В ДРУГОЙ РАЗДЕЛ: