Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БМВ Х5 Е53

Общие сведения

Силовой агрегат BMW X5 E53 на основе двигателя М54 — четырехтактный, рядного рас­положения цилиндров, установлен в двигательном отсеке по продольной оси автомобиля, комплектуется механической коробкой переключением пе­редач с ручным управлением (РКПП) или автоматической коробкой пере­ключения передач (АКПП). Внешний вид двигателя и место его маркиров­ки показаны на рис. 3.1

Рис. 3.1. Двигатель «М54»

Блок цилиндров двигателя и его голов­ка выполнены из легкого сплава на ос­нове алюминия. Блок цилиндров име­ют сухие тонкостенные чугунные гиль­зы, вставляемые в процессе изготовле­ния (заливке) блока. Головка блока ци­линдров 4-х клапанная, которые распо­ложены под углом 39,5°. Система ох­лаждения — закрытая, жидкостная, принудительная. Система смазки комбинированная — под давлением и раз­брызгиванием. Система питания — ин­жекторная (впрыск), с электронным управлением. Коленчатый вал семи опорный и вращается в подшипниках скольжения.

На двигателе применен верхнеклапанный распределительный механизм с двумя распределительны­ми валами, расположенными в головке блока цилиндров (система DOHC) и гидравлическими цилиндрическими толкателями. Привод выпускного рас­пределительного вала осуществляется целью от звездочки коленчатого вала двигателя. Между собой выпускной и впускной распределительные валы связаны цепью. Двигатель имеет регу-лируемый привод газораспределения, который автоматически изменяет мо­мент открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов за счет измене­ния первоначального положения рас­пределительных валов. Такая система имеет фирменное наименование — «Doppe/-VANOS» (Doppel Variable Nockenwe Hensteuerung), сокращенно «D-VANOS».

Изменение положения впускного и вы­пускного вала осуществляется по сиг­налам с ЭБУ-КСУД, за счет открытия и закрытия клапана подачи давления масла в регулировочном механизме системы. Особенностью двигателя яв­ляется система регулируемого резо­нансного наддува за счет изменения длины впускных каналов воздуха. Бла­годаря гидравлическим толкателям (гидротолкателям), необходимость ре­гулировки зазоров в клапанах в про­цессе эксплуатации отсутствует.

Подачу масла под давлением в двига­тель обеспечивает механический мас­ляный насос с шестернями внутренне­го зацепления. Масляный насос BMW X5 E53 имеет цепной привод от коленчатого вала и расположен в масляном поддоне картера. Масло забирается из поддо­на картера приемником насоса и по каналам и трубопроводам подается к подшипникам коленчатого и распре­делительных валов, гидротолкателям, а также к рабочим поверхностям ци­линдров из расположенных форсунок.

Насос жидкостной системы охлажде­ния центробежного типа, смонтирован на передней стенке блока цилиндров двигателя. Его привод осуществляется клиновым ремнем от шкива коленча­того вала двигателя. Этот же ремень используется в качестве привода для генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. На валу насоса установлена вязкостная муфта, кото­рая обеспечивает включение вентиля­тора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Система охлаждения герметична и должна быть постоянно заполнена антифризом.

Электронной системой управления двигателем обеспечивается приготов­ление топливовоздушной смеси и ее воспламенение, а также ряд других функций по управлению. На двигатели «М54» используется модификация сис­темы впрыска топлива и зажигания модели «MS.45» фирмы Siemens (Гер­мания), имеющая индексацию DME («Digital Motor-Elektronik» — Motronic — цифровая электронная система управ­ления двигателем). В дальнейшем она будет именовать кратко — «DME» или «Motronic» (рис. 3.2). Система зажига­ния полностью электронная с индиви­дуальными катушками зажигания и управляется от единого ЭБУ-КСУД из состава DME.

Рис. 3.2. Система "Motronic"
1 — бачок с активированный углам; 2 — клапан впуска воздуха; 3—продувочный клапан; 4 — регулятор давления топлива; 5—форсунка; 6—регулятор давления; 7—катушка зажигания; 8—датчик распределительного вала; 9 — насос дополнительного воздуха; 10 — воздушный затвор; 11 — ИРВ; 12—ЭБУ; 13—датчик дроссельной за¬слонки; 14 — клапан холостого хода; 15 — датчик температуры воздуха; 16 — клапан EGR; 17 — топливный фильтр; 18—датчик детонации; 19—датчик частоты вращения вала двигателя; 20—датчик температуры двигателя; 21 — датчик содержания кислорода в ОР, 22—АБ; 23 — LUC диагностики; 24 — индикатор САД; 25—датчик пере-пада давления; 26 — топливный насос с электроприводом; 27—нейтрализатор

В качестве топлива на бензиновых двигателях используется топливо с октановым числом ROZ-95, однако воз­можность гашения детонации по от­дельным цилиндрам позволяет исполь­зовать топлива с октановыми числами от ROZ-91 до ROZ-98. При этом, в первом случае увеличивается рас­ход топлива из-за потери мощности, во втором случае имеется экономия топлива и повышение мощности. Трансмиссия — полноприводная (4×4), с ручным или автоматическим управ­лением КПП, закреплена на задней стенке (торце) двигателя и выполнена в варианте привода на все колеса. Таблица 3.1 Технические характеристи­ки двигателя модели «М54»

 

ТАБЛИЦА 3.1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ МОДЕЛИ «М54»
Начало выпуска двигателя

январь 1999 года

Индекс модели М54В22 М54В25 М54В30
Расположение цилиндров

Рядное, 6

Диаметр цилиндра, мм 80.0 84.0 84,0
Ход поршня, мм 72,0 75,0 89,6
Рабочий объем, см3 2171 2494 2979
Степень сжатия 10,8 10,5 10,2
Давление сжатия, кг/см2 10—11
Номинальная мощность,

по стандарту ЕЭС, кВт

125 141 170

по стандарту DIN, л.с.

170 192 231
Частота вращения, мин-1 6100 6000 5900
Максимальный крутящий момент

по стандарту ЕЭС, Н.м

210 245 300

по стандарту DIN, кгс.м.

21,4 25,0 30,6
Частота вращения, мин*1 3500 3500 3500
Максимальная частота, мин*1 6500
Модель смесеобразования MS 45 фирмы Siemens
Порядок работы цилиндров 1 — 5 — 3 — 6 — 2 — 4