Силовой агрегат BMW X5 E53 на основе двигателя М54 — четырехтактный, рядного расположения цилиндров, установлен в двигательном отсеке по продольной оси автомобиля, комплектуется механической коробкой переключением передач с ручным управлением (РКПП) или автоматической коробкой переключения передач (АКПП). Внешний вид двигателя и место его маркировки показаны на рис. 3.1
Блок цилиндров двигателя и его головка выполнены из легкого сплава на основе алюминия. Блок цилиндров имеют сухие тонкостенные чугунные гильзы, вставляемые в процессе изготовления (заливке) блока. Головка блока цилиндров 4-х клапанная, которые расположены под углом 39,5°. Система охлаждения — закрытая, жидкостная, принудительная. Система смазки комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Система питания — инжекторная (впрыск), с электронным управлением. Коленчатый вал семи опорный и вращается в подшипниках скольжения.
На двигателе применен верхнеклапанный распределительный механизм с двумя распределительными валами, расположенными в головке блока цилиндров (система DOHC) и гидравлическими цилиндрическими толкателями. Привод выпускного распределительного вала осуществляется целью от звездочки коленчатого вала двигателя. Между собой выпускной и впускной распределительные валы связаны цепью. Двигатель имеет регу-лируемый привод газораспределения, который автоматически изменяет момент открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов за счет изменения первоначального положения распределительных валов. Такая система имеет фирменное наименование — «Doppe/-VANOS» (Doppel Variable Nockenwe Hensteuerung), сокращенно «D-VANOS».
Изменение положения впускного и выпускного вала осуществляется по сигналам с ЭБУ-КСУД, за счет открытия и закрытия клапана подачи давления масла в регулировочном механизме системы. Особенностью двигателя является система регулируемого резонансного наддува за счет изменения длины впускных каналов воздуха. Благодаря гидравлическим толкателям (гидротолкателям), необходимость регулировки зазоров в клапанах в процессе эксплуатации отсутствует.
Подачу масла под давлением в двигатель обеспечивает механический масляный насос с шестернями внутреннего зацепления. Масляный насос BMW X5 E53 имеет цепной привод от коленчатого вала и расположен в масляном поддоне картера. Масло забирается из поддона картера приемником насоса и по каналам и трубопроводам подается к подшипникам коленчатого и распределительных валов, гидротолкателям, а также к рабочим поверхностям цилиндров из расположенных форсунок.
Насос жидкостной системы охлаждения центробежного типа, смонтирован на передней стенке блока цилиндров двигателя. Его привод осуществляется клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. Этот же ремень используется в качестве привода для генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. На валу насоса установлена вязкостная муфта, которая обеспечивает включение вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Система охлаждения герметична и должна быть постоянно заполнена антифризом.
Электронной системой управления двигателем обеспечивается приготовление топливовоздушной смеси и ее воспламенение, а также ряд других функций по управлению. На двигатели «М54» используется модификация системы впрыска топлива и зажигания модели «MS.45» фирмы Siemens (Германия), имеющая индексацию DME («Digital Motor-Elektronik» — Motronic — цифровая электронная система управления двигателем). В дальнейшем она будет именовать кратко — «DME» или «Motronic» (рис. 3.2). Система зажигания полностью электронная с индивидуальными катушками зажигания и управляется от единого ЭБУ-КСУД из состава DME.
В качестве топлива на бензиновых двигателях используется топливо с октановым числом ROZ-95, однако возможность гашения детонации по отдельным цилиндрам позволяет использовать топлива с октановыми числами от ROZ-91 до ROZ-98. При этом, в первом случае увеличивается расход топлива из-за потери мощности, во втором случае имеется экономия топлива и повышение мощности. Трансмиссия — полноприводная (4×4), с ручным или автоматическим управлением КПП, закреплена на задней стенке (торце) двигателя и выполнена в варианте привода на все колеса. Таблица 3.1 Технические характеристики двигателя модели «М54»
ТАБЛИЦА 3.1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ МОДЕЛИ «М54» | |||
Начало выпуска двигателя |
январь 1999 года |
||
Индекс модели | М54В22 | М54В25 | М54В30 |
Расположение цилиндров |
Рядное, 6 |
||
Диаметр цилиндра, мм | 80.0 | 84.0 | 84,0 |
Ход поршня, мм | 72,0 | 75,0 | 89,6 |
Рабочий объем, см3 | 2171 | 2494 | 2979 |
Степень сжатия | 10,8 | 10,5 | 10,2 |
Давление сжатия, кг/см2 | 10—11 | ||
Номинальная мощность, | |||
по стандарту ЕЭС, кВт |
125 | 141 | 170 |
по стандарту DIN, л.с. |
170 | 192 | 231 |
Частота вращения, мин-1 | 6100 | 6000 | 5900 |
Максимальный крутящий момент | |||
по стандарту ЕЭС, Н.м |
210 | 245 | 300 |
по стандарту DIN, кгс.м. |
21,4 | 25,0 | 30,6 |
Частота вращения, мин*1 | 3500 | 3500 | 3500 |
Максимальная частота, мин*1 | 6500 | ||
Модель смесеобразования | MS 45 фирмы Siemens | ||
Порядок работы цилиндров | 1 — 5 — 3 — 6 — 2 — 4 |
- Общая концепция конструкции двигателей
- Общие сведения
- Корпусные детали
- Головка блока цилиндров
- Кривошипно-шатунный механизм
- Поршневая группа
- Механизм газораспределения
- Система смазки
- Система охлаждения двигателя
- Комплексная система питания двигателя
- Система впрыска топлива
- Подсистема управления впрыском топлива
- Данные для проверки и регулировки
- Регулятор холостого хода
- Регулятор давления топлива
- Распределительная магистраль
- Инжекторы
- Корпус дроссельной заслонки
- Датчик положения распределительного вала
- Датчик частоты вращения коленчатого вала
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик температуры поступающего воздуха
- Датчик концентрации кислорода в ОГ
- Дополнительные функции КСУД
- Подсистема управления моментом зажигания
- Катушка зажигания
- Свечи зажигания
- Датчик детонации
- Система вентиляции картера двигателя
- Система выпуска отработавших газов
- Рекомендации по выполнению операций
- Проверка компрессии
- Проверка давления подачи топлива
- Анализ работы двигателя и результатов измерений
- Проверка функционирования ЭБУ-КСУД системы «DМЕ»
- Проверка давления масла в двигателе
- Проверка термостата
- Проверка катушек зажигания
- Дефекты катушек зажигания
- Дефекты свечей зажигания
- Дефект системы впрыска топлива
- Проверка сигнала во вторичной цепи статической системы распределения зажигания
- Проверка генератора и регулятора напряжения
- Работы на двигателе модели «М54»
- Замена двигателя
- Замена уплотнения крышки головки блока цилиндров
- Замена уплотнительной прокладки головки блока цилиндров
- Притирка седла клапана
- Проверка направляющей втулки клапана
- Проверка уплотнительной плоскости головки блока цилиндров
- Замена поддона масляного картера
- Замена нижней крышки ГРМ
- Замена переднего сальника коленчатого вала
- Замена сальника коленчатого вала
- Замена коленчатого вала
- Замена вкладышей коренных подшипников коленчатого вала
- Замена вкладышей шатунных подшипников
- Замена маховика
- Замена демпфера крутильных колебаний
- Замена поршней
- Замена поршневых колец
- Замена распределительного вала
- Проверка фаз газораспределения
- Регулировка фаз газораспределения двигателя
- Замена плунжера натяжителя цепи
- Замена клапанов
- Замена маслосъемных колпачков
- Замена всех клапанных пружин
- Замена исполнительного узла системы D-VANOS
- Проверка гидравлических толкателей
- Замена электромагнитных клапанов системы D-VANOS
- Работы на системе смазки
- Работы на системе охлаждения
- Работы на системах обеспечения
- Работы на топливной системе двигателя
- Работы на электрооборудовании двигателя
- Работы на вспомогательных системах двигателя
- Работы на системе выпуска ОГ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- СОКРАЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РУКОВОДСТВЕ
- ОБЩИЕ ДАННЫЕ
- ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
- БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ «М54»
- БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ «М62»
- БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ «N62»
- ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
- СЦЕПЛЕНИЕ
- РУЧНАЯ КОРОБКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
- АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
- РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА И КАРДАННЫЕ ВАЛЫ
- ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
- РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
- ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА
- ЗАДНИЙ МОСТ
- КОЛЕСА И ШИНЫ
- БОРТОВОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
- СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
- КУЗОВ