Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту БМВ Х5 Е53

Система выпуска отработавших газов

Система выпуска ОГ BMW X5 E53 включает в себя два выпускных коллектора с трехком­понентными каталитическими нейтра­лизаторами (рис.3.29) и двумя датчиками содержания кислорода в ОТ, две приемные трубы с одним промежуточ­ным глушителем (рис. 3.30), два до­полнительных глушителя и трубопрово­ды с элементами крепления системы на кузове.

Рис. 3.29. Выпускные коллекторы
1, 10— выпускной коллектор с нейтрализатором; 2—прокладка; 3—заглушка; 4 —гайка (М10); 5, 6 — датчик регулирования; 7— болт (М6х16); 8—держатель; 9; 13—датчик контроля; 11 — клемма; 12—кронштейн; 14 — уплотнительная прокладка; 15 —гайка (М10); 16 — болт (М10×40); 17—теплозащитный экран с прокладкой

 

Рис. 3.30. Передний (а) и задний (б) глушители
1—глушитель; 2—хомут; 3 — прокладка; 4—гайка (М10); 5 — амортизатор; 6—болт (М8×16); 7—скоба; 8—щиток; 9—болт (М8×20); 10— пластина; 11, 17—кронштейн; 12—хомут; 13 — болт (М8×35); 14 —гайка (М8); 15 —втулка; 16 —болт; 18—гайка; 19—резинометаллический шарнир; 20 — глушитель; 21 — насадка

Каждый выпускной коллектор (от ци­линдров 1—2—3 и от цилиндров 4—5—6) имеет с головкой блока ци­линдров двигателя фланцевое соеди­нение на болтах. Между головкой блока цилиндров и выпускным кол­лектором установлена уплотнитель­ная прокладка с теплозащитным эк­раном.

Кислородные датчики установлены в каждом из выпускных коллекторов, один перед нейтрализатором — для регулировки, второй после нейтрализа­тора — для контроля за концентраци­ей кислорода в ОГ. При их монтаже необходимо учитывать различную дли­ну кабельного соединения датчиков. Регуляционный датчик имеет кабель длиной 320 мм, контрольный — 990 мм.

Приемные трубы промежуточного глу­шителя и дополнительных глушителей соединены в выпускной системе флан­цевыми болтовыми соединениями. Элементами крепления для системы служат хомуты, удерживающие кольца и резиновые амортизаторы, которые необходимо заменять при каждой раз­борки системы в целом или замене ее отдельных элементов.

КСУД двигателем имеет замкнутую систему регулирования, т.к. на конеч­ный результат процесса горения кон­тролируется по количеству остаточного кислорода в ОГ после нейтрализато­ров. Связь между ЭБУ-КСУД и датчи­ками содержания кислорода в ОГ BMW X5 E53 по­зволяет точно дозировать количество подаваемого топлива, что в свою оче­редь сокращает выброс в атмосферу токсичных соединений.

Датчик кислорода представляет собой электронный прибор, определяющий со­держание кислорода в ОГ и передаю­щий результат своего измерения в виде перепада напряжения на ЭБУ-КСУД. Полученное значение позволяет регули­ровать состав топливно-воздушной сме­си на уровне стехиометрического.

С од­ной стороны это необходимо в виду по­стоянного изменения условий эксплуа­тации (холостой ход, ускорение, замед­ление, движение с постоянной скоро­стью), с другой стороны — оптималь­ное дожигание остатков топлива в ней­трализаторе требует необходимого соче­тания и кислорода и топлива.

Применяемые каталитические ней­трализаторы представляют собой так называемый трех функциональный каталитический преобразователь на основе редкоземельных элементов. Благодаря их присутствию происхо­дит окисление окислов углерода (СО) и углеводородов (НС), а также со­кращается концентрация окислов азота (NOx).